Почему Матушка подписала дату и время, когда сделала именно эту запись? Какие мысли тревожили ее в поздний час? От каких напастей и обхождений молила избавить Преподобного Афанасия Афонского – «иноков наставниче и чудотворче»?
25 октября 1927 года членами ревизионной комиссии при религиозной общине Тихвинского женского монастыря был подписан очередной «Акт поверки имущества», переданного церковной общине в аренду городским советом за полгода до этого. Было очевидно, что за этим последует новая беда. Так уже бывало прежде: сначала конфискация храмов и построек со всем имуществом, затем передача их в пользование, бесконечные ревизии, после которых обязательно следовало новое изъятие ценностей.
Число монахинь, послушниц и временно проживающих в монастыре сократилось по сравнению с дореволюционным периодом вдвое, но все еще оставалось немалым. Что будет с ними, с храмами и святынями, большинства из которых монастырь уже лишился? И кому, как не ей, настоятельнице еще недавно процветавшего монастыря, и Матушке своих сестер и послушниц, думать и молиться о прекращении беззаконий и преследований, выпавших на их долю.
По архивным документам [1] можно проследить хронологию уничтожения монастыря как одного из источников православных традиций города, и его насельниц, оказавших активное сопротивление.
27 декабря 1918 года, вскоре после окончательного установления советской власти в Бузулуке, имущество монастыря было описано. И уже с февраля 1919 года началось изъятие икон и богослужебных предметов в пользу государства, иногда для передачи в другие церкви; а хозяйственного инвентаря, транспорта, инструментов, мебели – на городские и военные нужды. Огромное хозяйство, созданное руками насельниц на средства верующих и жертвователей почти за девяносто лет существования обители, кормившее не одну сотню людей, было разрушено, конфискованы здания храмов, жилые постройки и подсобные помещения.
Сохранилась опись поверки имущества, переданного уездной комиссией по переучету церковного и монастырского имущества на хранение под персональную ответственность, подписанная Матушкой Херувимой 8 февраля 1922 года, где она уже называется председателем монастырского совета, но еще остается настоятельницей. А с 6 по 23 мая того же года последовало очередное изъятие (уже без указания назначения) наиболее ценных икон и предметов, Акт об этом подписан членами церковного совета: игуменьей Херувимой, казначеей монахиней Агафоникой и монахиней Агнией. Приходилось подчиняться требованиям безбожной власти и принятым ею законам.
В 1923 году вместо монастыря была создана церковная община при Тихвинском храме, для чего в установленном порядке 15 июля проведено собрание 214 человек «под председательством гражданки Елены Дмитриевны Волгушевой, в монашестве игуменьи Херувимы».
31 июля 1923 года в Бузулукский уисполком представлены заявление о регистрации церковной общины, протокол собрания, устав общества, список уполномоченных, список священников, список членов общины, подписанные «уполномоченными»: игуменьей Херувимой, монахинями Агафоникой, Агнией, Алексией, Руфиной и Ангелиной. В уставе предусмотрена обязанность общества ежегодно предоставлять в Самарский губисполком списки его членов, а также имеется раздел «Порядок закрытия общества», в котором прописано, что общество может быть закрыто по постановлению соответствующего исполкома; вследствие ареста его членов. Имущество общества, в случае его закрытия, возвращалось исполкому. Власть заранее позаботилась о «законности» своих действий в будущем. И «уполномоченным общества» пришлось подписать такой устав.
Благодаря этим спискам, сохранившимся в ОГАОО, мы можем видеть, что старшие сестры, некоторым из которых было уже далеко за 60 лет, продолжали оставаться в монастыре вместе с игуменьей и активно бороться за его существование: сохранять монашеские традиции, охранять и беречь святыни, имущество, противостоять ворам и расхитителям.
Тем временем напасти продолжались. 14 апреля 1927 года членами церковного совета заключен договор аренды с Бузулукским административным отделом о передаче в бесплатное и бессрочное пользование «богослужебного заведения и имущества», которое они обязались содержать, сохранять, страховать, оплачивать налоги и использовать строго по религиозному назначению. А 1 октября 1927 года новая поверка имущества и новая опись, которую подписала председатель церковного совета игуменья Херувима, а остальные – секретарь, казначея и члены подписали ее уже своими мирскими фамилиями.
Опись сверили с описью 1918 года и 25 октября составили Акт (написан рукой матушки Херувимы) о том, что «все имущество оказалось в наличии за исключением следующих предметов»: по каждому пункту дано пояснение, куда и когда переданы или проданы те или иные предметы и ценности. Этот Акт полностью опровергает домыслы о том, что монастырские ценности чуть ли не присвоены игуменьей и якобы исчезли вместе с ней.
В эти дни, вернее ночи, Матушка, понимая, что утраченное уже никогда не вернется в обитель, а впереди ждут новые притеснения, и переписала Акафист преподобному Афанасию Афонскому, ища поддержки и помощи:
«… не оскудей, моля о рабех твоих,
избавитися напастей и обхождений,
вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие».
Прошло полгода, и в мае 1928-го – новый Акт, теперь об исключении из договора аренды построек небогослужебного назначения: корпусов, в котором жили игуменья и сестры, и в котором предлагалось в двухнедельный срок заключить с городским советом отдельный договор аренды этих помещений. Насельницы, прожившие в кельях обители многие годы, фактически лишились своего жилья, оплачивать аренду им было не под силу.
В августе этого же года в Бузулукский городской административный отдел предоставлен список членов церковного совета из 25 человек, первая в нем «Волгушева Игуменья Херувима», многие монахини также записаны с фамилией и монашеским именем – так матушки пытались противостоять разрушению традиций, упорно указывая свои монашеские имена.
В декабре 1928 года власти провели осмотр храмов и составили Акт о том, что «зимой в холодном Тихвинском соборе службы не проводятся, купол не крашен и имеется протечка кровли» – это было очередным поводом лишить монастырь теперь уже храма. Как следствие этой проверки 26 декабря 1928 года вышло Постановление президиума Бузулукского горсовета об изъятии здания храма под электростанцию.
Ответом на это было собрание 165 членов религиозной общины 5 января 1929 года, которое решило просить горсовет не отдавать храм под электростанцию, заявление на разрешение проведения этого собрания подписано игуменьей Херувимой. По-видимому, это последний сохранившийся документ, который подписала Матушка, боровшаяся за сохранение монастыря. Но решение собрания осталось без внимания, здание собора было изъято.
Снова обратимся к рассказу Надежды Ивановой: «…последнюю игуменью забрал наряд милиции в 1929 году. Сестры монастырские долго шли с плачем поодаль конвоя, потому что близко подходить было строжайше запрещено, и умоляли отпустить Матушку. На что она говорила им, чтобы возвращались, и что каждому воздает Господь: кому по грехам, а кому по заслугам» [2]. Это все, что было известно автору.
Теперь мы знаем, что Матушку под конвоем отправили в Самару. В воскресенье 19 мая 1929 года в День святых жен-мироносиц уполномоченный СО ПП ОГПУ Средне-Волжской области Задоркин принял к производству дело №182 и допросил арестованных игуменью Херувиму и других членов церковного совета: казначею монахиню Агафонику (Мачневу А.П.), послушницу Половинкину А.П, послушницу Боброву В.Г., послушницу Мусорину Т.В., приукаженную послушницу Тимашеву В.И., благочинную монахиню Руфину (Никитенкову Н.В.), а также Усачеву А.Л., Саватееву А.Я., Горбунова И.С., Венгржиновского А.В., Карпову А.И, Вострикову М.Д., Волгушеву Е.И. [3].
Матушку Херувиму, монахиню Руфину – «первая в виду преклонного возраста, 71 год, вторая тяжело больная» и племянницу Евдокию Ивановну Волгушеву содержали под подпиской о невыезде в Самаре по адресу: угол улиц Уральской и Ульяновской, д.166 – это адрес бывшего самарского подворья монастыря. Предположительно этот дом сохранился и поныне.