Надежда Федотова, Андрей Митин

Священники Остроумовы,
Докины и Кронтовские

Каждый, кто хоть немного интересовался историей Бугуруслана, знает, что в Успенском храме города в послевоенные годы настоятелем был протоиерей Алексей Петрович Остроумов – дед народной артистки Российской Федерации Ольги Михайловны Остроумовой.
Ольга Михайловна в своих интервью часто возвращается к истории семьи, рассказывает о своем детстве в Бугуруслане, родителях, судьбе деда-священника. Известно, что Алексей Петрович Остроумов родился в 1886 году, окончил Самарскую духовную семинарию, в ноябре 1909 года был рукоположен в священники с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Алексеевка Аксаковской волости Бугурусланского уезда. В начале 1930-х, как и многие другие представители духовенства, был обвинен в распространении контрреволюционной агитации и по статье 58.10 часть 1 УК РСФСР осужден на 10 лет лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет (реабилитирован в 1992 году).
Алексей Петрович Остроумов
Священник Алексей Петрович Остроумов
(фото с сайта храма Успения Пресвятой Богородицы города Бугуруслана)
Тяготы, которые легли на плечи русского народа в годы Великой Отечественной войны, заставили советские власти смягчить антирелигиозную политику – было разрешено часть храмов вернуть верующим и регистрировать религиозные общины. Так, в 1946 году Успенский храм Бугуруслана, который с 1920-х использовался под склад, был возвращен верующим. Настоятелем в нем стал Протоиерей Алексей Остроумов.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, город Бугуруслан
Храм Успения Пресвятой Богородицы, город Бугуруслан
(фото с сайта «Фотогорода»)
Ольга Михайловна Остроумова рассказывает:
«Родители в сталинское время страдали не раз. Например, устраиваются на работу, но через месяц их вызывают в НКВД и говорят: «Почему скрывали, что в роду есть священник, да еще и в третьем поколении! На сборы 24 часа». Так они вынуждены были переезжать с места на место в надежде, что жизнь когда-то наладится.
Пострадал и дедушка. Восемь лет он провел в лагерях, вернулся только в конце войны, а умер в 1960-е годы в кабинете начальника КГБ, когда поднимали налог на церковь… Но это к слову.
Так вот, несмотря на все тяготы, у нас в семье было удивительное отношение к вере и к самому дедушке. Лето мы проводили у него в Бугуруслане, и я видела, каким уважением пользуется наш священник: всякий раз, когда мы шли с ним по улице, к нему обязательно подходили соседи – посоветоваться. Любили его очень.
При этом жил он скромно. Домик был маленький, из двух комнат, и если хозяин отдыхал, то бабушка (матушка Антонина), блюла его спокойствие невероятно. Еще огородик у них был. И дальше шла дорожка через кладбище в [Успенскую] церковь, где дедушка служил».

Кем же была эта матушка Антонина, супруга, разделившая все тяготы непростой судьбы Протоиерея Алексия Остроумова, воспитавшая его троих детей? В телепрограмме «Моя родословная», снятой «Первым каналом» в 2010 году, Ольга Михайловна Остроумова рассказывает, что её бабушку звали Антонина Докина и она была «казачкой, дочерью священника станицы СорочЕнской» (ударение на букву «е»).

Так ли это?
Антонина Андреевна Докина
Антонина Андреевна Остроумова (Докина)
(скриншот из программы «Моя родословная», Первый канал)
В генеалогии часто бывает, что неожиданно попадается на глаза запись, которую ты уже несколько раз встречал «до», и даже сохранял её, как интересную, но лишь теперь понимаешь, насколько она важна.

Так и произошло несколько дней назад, когда в метрической книге Михайло-Архангельской церкви села Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губернии мы встретили запись о венчании 29 июня 1909 года учителя Алексеевской второклассной школы Бузулукского уезда, окончившего Самарскую духовную семинарию Алексея Петровича Остроумова, 23-х лет, и дочери священника села Сорочинского Андрея Фёдоровича Докина Антонины, 21 года. Поручителями на свадьбе по жениху были священник села Спасского Самарского уезда Владимир Петрович Остроумов [вероятно брат жениха – прим. авт.] и священник села Алексеевки Бузулукского уезда Владимир Любавский, а по невесте – села Низовья Симбирской губернии Ардатовского уезда священник Пётр Кронтовский [вероятно дядя жениха – прим. авт.] и Борис Докин [брат невесты – прим. авт.].
Докина, Остроумов
Запись в метрической книге села Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губернии за 1909 год
(ОГАОО. Ф. 389. Оп.1. Д.1666)
Из этой записи видно, что Антонина Андреевна Докина, дочь священника, проживала семьей в селе Сорочинском (сейчас – город Сорочинск Оренбургской области). И именно туда, как следует на клировой ведомости, приехал работать учителем во второклассную церковно-приходскую школу Алексей Федорович Остроумов после окончания Самарской духовной семинарии в 1907 году, именно там он и познакомился со своей будущей женой.
Алексей Петрович Остроумов
Фрагмент клировой ведомости села Алексеевка Буругсланского уезда Самарской губернии за 1913 год
(ЦГАСО. Ф. 32 Оп. 15 Д.303)
В Сорочинском же родился 22 ноября 1909 года и старший сын Алексея и Антонины Остроумовых Николай. Его восприемниками (крестными) были дед новорожденного священник Андрей Фёдорович Докин и вдовствующая причетническая жена Серафима Алексеевна Остроумова.
Докина, Остроумов
Запись в метрической книге села Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губернии за 1909 год
(ОГАОО. Ф. 389. Оп.1. Д.1666)
О священнике Андрее Фёдоровиче Докине, прадеде Ольги Михайловны Остроумовой, хочется рассказать отдельно.

Он родился 19 августа 1854 года в селе Тоузаково Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье причетника. По окончании Самарской духовной семинарии в 1879 году был назначен учителем приготовительного класса Бугурусланского духовного училища.

В июне 1882 года был рукоположен в священники села Кротково Бугурусланского уезда к Иверской-Богородицкой церкви и утвержден в должности законоучителя земской школы. Вероятно именно в метрической книге этой церкви стоит искать запись о рождении 26 ноября 1887 года Антонины Андреевны Остроумовой (Докиной).

В 1893 году священник Андрей Фёдорович Докин был перемещён в село Тоузаково Бугурусланского уезда к Троицкой церкви, а ещё через 3 года, в 1896 году – в село Заплавное Бузулукского уезда к Казанской-Богородицкой церкви. Состоял законоучителем в церковно-приходской и земской школах в селе Заплавное.

В апреле 1888 года за ревностное служение церкви награжден набедренником, а в марте 1892 года – фиолетового цвета скуфьей.
Андрей Фёдорович Докин, Заплавное
Казанско-Богородицкая церковь села Заплавное (сейчас – Самарской области)
В июне 1904 года священник Андрей Фёдорович Докин был перемещён село Сорочинское Бузулукского уезда Самарской губернии к приходу Михайло-Архангельской церкви. Стоит отметить, что Благочинным X округа и настоятелем этого храма был протоиерей Павел Петрович Поспелов, о котором мы неоднократно рассказывали в статьях.
Докина, Остроумов
Село Сорочинское Бузулукского уезда Самарской губернии
И сразу по приезде отец Андрей был назначен заведующим второклассной церковно-приходской школой, той самой, в которую в 1907 приехал преподавать будущий зять Алексей Федорович Остроумов.

Женой Андрея Фёдоровича Докина была Вера Ивановна Кронтовская (1866–до 1904), дочь священника села Кротково Бугурусланского уезда. На момент переезда в Сорочинское он был уже вдовцом, воспитывал 4 детей. Согласно клировой ведомости за 1911 год (ЦГАСО. Ф.32. Оп.14. Д. 448) помимо Антонины у него были:
  • сын Борис (4.5.1884–?), окончил Самарскую духовную семинарию и учился в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте;
  • дочь Зиновия (26.9.1986–?), окончила Самарское епархиальное женское училище, была замужем за сыном священника села Колтубанки Бузулукского уезда, студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Сергеем Григорьевичем Цветковым;
  • сын Владимир (18.3.1890–?), учился в Самарской духовной семинарии.
Докин, Остроумов, Кронтовский
Родословное древо Антонины Андреевны Остроумовой (Докиной)
7 лет прослужил отец Андрей Докин в Сорочинском, и всё это время строился в селе величественный каменный храм Михаила Архангела. Постройка самого здания завершилась в 1907 году, далее – вплоть до 1911 года велись отделочные работы, расписывались стены, устанавливался иконостас.

Первое богослужение в полностью построенном храме состоялось 21 ноября 1911 года. В торжественной службе участвовали все священнослужители – протоиерей Павел Петрович Поспелов, священники Пётр Аксентьевич Соколов, Андрей Фёдорович Докин, Андрей Фёдорович Алонзов, дьяконы Семён Петрович Любимов, Алексей Николаевич Никольский, Василий Антонович Сазонов, псаломщик Борис Дмитриевич Георгиевский.

Для отца Андрея Докина эта торжественная служба стала последней. По метрической книге Михайло-Архангельской церкви за 1911 села Сорочинского можно проследить, что до начала октября он регулярно проводил крещения младенцев и отпевал умерших. Вероятно, в первых числах октября почувствовал себя плохо, и присутствовал на торжественной службе из последних сил. Менее чем через полтора месяца, 3 января 1912 года, Андрей Фёдорович Докин скончался от онкологии.
Священник Докин
Запись в метрической книге села Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губернии за 1912 год
(ОГАОО. Ф. 389. Оп.1. Д.1863)
Исповедовал его протоиерей Павел Петрович Поспелов, в отпевании участвовали все священнослужители Михайло-Архангельского храма – священник Андрей Алонзов, дьяконы Семён Любимов и Алексей Никольский, псаломщик Борис Георгиевский.
Сорочинский храм
Храм Михаила Архангела, город Сорочинск, Оренбургская область
Уважаемые читатели, мы готовим книгу об истории села Сорочинского. Если Ваши предки до революции жили в этом селе, пожалуйста, напишите нам на e-mail: soroka1736@yandex.ru

При подготовке статьи использовались материалы группы Вконтакте «Уезд Бугурусланский // Краеведение»
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ