ДОКУМЕНТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ОДНОКЛАССНОЙ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ
ПРИ БУЗУЛУКСКОМ ТИХВИНСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ c 1868 по 1908 года

Автор
Василий Петрович Афонский

Протоиерей Василий Петрович Афонский, сын дьячка, родился 12 апреля 1853 г. в селе Большая Борла Сенгилеевского уезда Симбирской губернии (сейчас Теренгульский район Ульяновской обл.). После окончания Самарской духовной семинарии в течении 20 лет был священником в церквях сел Бузулукского уезда – Верхняя Вязовка, Пронькино и Новосергиевка. 19 декабря 1898 г. был назначен на место священника в Николаевской церкви г. Бузулук. С 21 мая 1905 священник церкви Бузулукского Тихвинского женского монастыря. Во всех местах своего служения непрерывно, с 1 сентября 1876 г., состоял законоучителем в начальных школах.

Монастырская Тихвинская школа в малом размере начала свое существование еще до формального ее открытия. Дело обучения детей грамоте велось монахинями в кельях монастыря. 16 ноября 1868 г. указом Св. Синода последовало открытие школы. Сначала школа помещалась долгое время в ограде монастыря, в специально назначенных для этого кельях, очень поместительных, так как обучалось до 60 девочек, из которых человек 10 было живущих в монастыре на воспитании, а остальные – частью городские и частью сельские.

Для ухода за ученицами были приставлены послушницы, которые и убирали школьные помещения. Обучение шло при помощи монахинь, способных к этому делу, и при ближайшем участии местных священников. Особенно длительное время (22 года) занималась указная послушница Елена Константиновна фон Роткирх, дочь подполковника, и теперь еще живущая в монастыре. В последующее время занимались: по пению бывшая регентша, а теперь игуменья Херувима – 10лет, настоящая регентша монахиня Серафима – 7 лет и монахиня Эмилия – 7 лет; по рукоделию рясофорная послушница Афанасия Яковлевна Коргалева – 17 лет – все они трудились совершенно безвозмездно, по послушанию.

Школа была открыта при протоиерее Александре Петровиче Островидове (жившем в монастыре в 1859 - 1892 гг.), при котором был еще один штат в монастыре, а потому для занятия Законом Божиим в этой школе был приглашен священник Бузулукского Троицкого собора Гавриил Михайлович Формаковский, который и был таким образом, первым законоучителем. После него был законоучителем священник 2-го штата при монастыре Прокопий Добросердов (1872- 1894 гг.), который особенно ревностно взялся за преподавание не только Закона Божия, но и других предметов, а монахини были помощницами и добрыми воспитательницами детей.

Первой учительницей назначена была (с 1879 по 1884) кончившая курс Самарского епархиального женского училища девица Сусанна Яковлевна Благовещенская – с вознаграждением 150 р. в год от монастыря при готовой квартире со столом и прислугой. Учебники и учебные пособия приобретались частью на средства монастыря, а больше выдавались Земской управой. С 1884 по 1885 учительницей состояла тоже кончившая курс того же епархиального училища Мария Афанасьевна Пантеровская; с 1885 по 1895 г. учительницей была тоже окончившая училище Антонина Яковлевна Чернозатонская (которой вознаграждение было увеличено до 200 р. в год.

В 1887 году Указом Самарской Консистории школа была поименована одноклассной, согласно новых правил о церковных школах. К этому времени школа помещалась за монастырской оградой в ветхом монастырском здании, довольно обширном, вмещавшем до 60 девочек. Попечительница школы игуменья Валентина (1889 – 1899) принимала все зависящие от нее меры к улучшению школы и облегчению труда учительницы; но пока школьное здание оставалось тоже, а для учительницы был выстроен на школьном дворе деревянный флигель 3х3 сажени стоимостью до 500 р. С 1892 по 1902 законоучителем был протоиерей Александр Михайлович Преображенский и священник 2 го штата (с 1894 г.) Михаил Михайлович Малиновский, который и в настоящее время состоит в этой должности. С 1902 по 1904 г состоял законоучителем священник Павел Аксентьев Лебедев, а с 1904 г и по настоящее время законоучительствует священник 1-го штата Василий Петрович Афонский. Каждый законоучитель ведет свое дело со своим отделением. С 1895 года и по настоящее время учительницей состоит девица Александра Дмитриевна Панормова, кончившая курс в Казанском окружном училище Духовного ведомства. До 1900 года вознаграждение получала 180 р. в год от монастыря при готовой квартире со столом и прислугой, а с 1900 г. получает 360 р. в год из сумм Св. Синода при готовой квартире с отоплением, но на своем содержании. С увеличением числа учащихся в 1895 г. была назначена помощница учительницы Анна Александровна Петрова с вознаграждением от монастыря 60 р. в год без квартиры и стола. В 1897 г. стараниями игуменьи Валентины на средства монастыря было выстроено новое двухэтажное здание на 12х8 сажень, нижний каменный для приема странников, а верхний деревянный для школы, стоимостью 17450 р. 9 сентября 1897 года школа торжественно была освящена Преосвященным Гурием, прибывшим к этому времени для освящения придельного храма при монастыре. Учащиеся в новой школе были размещены в трех отдельных классных комнатах, их было до 100 человек.

Благодаря попечению той же игуменьи школа была обновлена новыми партами, были приобретены географические карты, глобус, портреты их Величеств, картины с историей Ветхого и Нового Завета. Учащиеся, как и прежде, были из мещанок г. Бузулука за немногим исключением сельских и сирот, взятых монастырем на воспитание. Вместо помощницы была назначена 2–я учительница, дочь дворянина, Елена Рафаиловна Курочкина – из 5 класса Уфимской гимназии, которая при жаловании 96 р. в год пользовалась квартирой при школе со столом и прислугой, она же следила за уборкой классов и их вентиляцией. В 1900 2-ю учительницей назначена была кончившая Самарское епархиальное училище Вера Васильевна Белгородская, очень энергичная личность, с любовью принявшаяся за дело обучения детей. С этого времени, благодаря улучшению постановки школьного дела, число учащихся увеличилось; вместе с этим росло уважение к школе со стороны родителей учащихся. Не раз было обращено внимание высшего начальства и дважды ревизором Св. Синода на обширность школьного здания с целью наилучшего применения его к школьному делу. Епархиальный наблюдатель протоиерей Алексей Михайлович Матюшенский предлагал преобразовать школу в двухклассную, причем иг. Валентина предлагала со своей стороны услуги на устройство общежития для бедных учениц, а законоучитель протоиерей Преображенский желал сделать школу миссионерской в виду обучающихся иногда в ней детей молокан, из которых некоторые потом переходили в православие. Но смерть иг. Валентины изменила все. Закончился период процветания школы. В 1902 г. по причине оскудения средств монастырь ходатайствовал даже о закрытии школы, и учительница Панормова по распоряжению начальства перемещалась было с ученицами вместе в Николаевскую г. Бузулука школу. Но это перемещение не состоялось, только школа была переведена с верхнего этажа в нижний с целью уменьшения учащихся до 40, для чего и дана была одна большая комната. Вакансия второй учительницы была закрыта.

В настоящее время в школе до 80 учениц, такое переполнение естественно отражается на успешности школьного дела, но вызывается крайнею необходимостью, а именно: с одной стороны – усиленной просьбой родителей, а с другой сострадательностью к детям, которые должны бы были остаться неграмотными, а потому и принимаются до последней возможности.

Учебно-воспитательная часть

Монастырская школа просуществовала 40 лет: 20 лет с наименованием школы грамотности и 20 лет одноклассной. Учебный год обычно начинается с 1го сентября молебном перед началом учения и заканчивается 20 мая благодарственным молебном с принесением в школу чтимой местной святыни, Тихвинской иконы Божия Матери.

Учение велось по установленной программе для одноклассных школ и заканчивалось экзаменами во всех 3 х отделениях. При школе каждогодно производились выпускные экзамены с выдачей свидетельств об окончании курса и Евангелий на память, а более успешным – наград. За последнее время при увеличении числа учащихся уменьшается выпуск оканчивающих курс. Это особенно заметным стало с открытием в городе женской гимназии, куда и стремятся попасть девочки даже из 2го отделения, а некоторые переходят в 2х классное городское женское училище с целью подготовки в какой-либо класс гимназии. Таким образом, монастырская школа несет свою невидимую службу подготовляя учениц в другие учебные заведения; но не имея более или менее законченного типа, теряет значение в глазах родителей учениц. Правда, многие отдают сюда детей по сознанию, что монастырская школа глубоко вкореняет религиозные и нравственные начала в детях, уделяя тому и другому здесь более всего забот.

Школьный день начинается в 8 ч. утра чтением очередной ученицей утренних молитв по часослову, при зажженной лампаде, причем некоторые молитвы поются всеми. После молитвы учительницей читается дневное Евангелие с объяснением, применительно к детскому пониманию, а затем начинаются уроки, коих бывает ежедневно по 5.

Как на особенность монастырской школы можно указать на любовь детей к чтению Священных книг, житий святых и к пению св. песнопений и псалмов, которые поются ими добровольно и во время рукоделия. Обучение пению ведет какая-либо из певчих монастыря под руководством учительницы; но к сожалению, не находится для этого дела знающая нотное дело или игру на скрипке.

Каждая суббота исключительно посвящается рукоделию, для чего назначена из монастыря рукодельница, приучающая детей шить, вязать и вышивать для себя из своего материала. В субботы учительница находит возможным уделять время на умственное и нравственное развитие детей: раздаются книги для внеклассного чтения, делается краткий разбор прочитанного, читаются нравственные рассказы, сообщаются сведенья из естественной истории и т.п. В родительские субботы ученицы читают при полной тишине в классе псалтирь, стоя пред иконами и возожженной перед ними лампадой. Получается умилительная картина молящихся детей за усопших, для этого они приходят в школу ранее обыкновенного. По субботам еженедельно делается осмотр одежды, обуви с целью приучения детей к опрятности. Ученицы не снабжаются одеждой от города и только самым беднейшим иногда выдается обувь.

Заболевшие ученицы пользуются советом городского врача и лекарствами бесплатно. Врач иногда посещает школу для осмотра детей с целью предупреждения эпидемических заболеваний, каковых к счастью не было в этой школе за последние 13 лет.

С целью отдыха и удовольствия для учениц иногда весной, а иногда и осенью устраиваются прогулки на монастырскую дачу, отстоящую от города в 3 верстах, где ученицам дается вдоволь хлеб и молоко. Эти редкие дни, поведенные на воздухе, составляют событие в детской жизни неизбалованных и в большинстве бедных учениц, и можно сказать, что детский восторг, переживаемый ими при виде красот природы, остается для них памятным на всю жизнь. Наряду с этими прогулками можно еще поставить по силе впечатления на детей школьные елки, которые каждогодно устраиваются учительницей; но, к сожалению, эти елки бывают очень бедны, хотя ими всегда бывают весьма довольны дети. Может быть покажется странным, почему не обращаются за помощью к родителям учениц? Но дело в том, что родители их все бедняки; а если и есть между ними мало-мальски состоятельные, то и они отказываются жертвовать что-либо на это. Так дело и кончается ничем, несмотря на все старания и заботы учительницы, которая все-таки устраивает елки; к ней обыкновенно дети заранее готовятся заучиванием басен, стихотворений, пением стихов и т.п. Как в отношении удовольствия, так и относительно обеспечения самых бедных учениц нечего и обращаться к могущим поделиться чем-либо родителям. Несмотря на добрые отношения, основанные на взаимном доверии между родителями учениц и учительницей, в течении 13 лет не было ни одного случая, засвидетельствованного сочувствия школьной нужде, исключая 2-3 интеллигентных семей. Напротив, всегда почти проявляется желание пожиться на счет казны или частных благотворителей, что главным образом объясняется бедностью той среды, которая доставляет учащихся. Не считают стыдом до сих пор обращаться с просьбой даровой обуви или одежды сами родители, а некоторые из них идут в своих требованиях еще дальше и высказывают свои суждения в таких выражениях: «как бы всех обували, да кормили – ну еще так; а то учись-учись, а хлеб свой ешь, обувь трепли, одежду носи». Понятно, что нечего ожидать от таких родителей материальной поддержки. Такое своеобразное отношение их к той школе, где учатся их дети, объясняется полной неразвитостью и эгоистичностью этого сословия. Таким образом, все вышеприведенные причины и служат помехой к прохождению курса трехгодичного и детей берут из школы среди учения, кому когда вздумается. Но при всем том по подсчету за последние 13 лет в школе обучалось всего 614 девочек, из которых кончили курс 140.

Школьное содержание

Школа содержится исключительно на средства монастыря, за исключением жалования учительнице 360 р., получаемых из сумм Св. Синода. Как выше было сказано, монастырь построил здание для школы, квартиру для учительницы с отоплением и прислугой, и кроме того присылаются послушницы для обучения пению и рукоделию. Нет возможности вычислить за неимением точных сведений капитал, затраченный на школу за 40 летний период ее существования. Но приблизительно расходы на школу за первые 30 лет ее существования исчисляются так: годовое жалованье учительницам от монастыря по 150 р. плюс содержание их по 120 р. плюс помещение для школы с прислугой и отоплением 100 р. равно 370 р. в год, что за 30 лет 11 100 р. Присоединяя к этому стоимость нового здания 17 450 р., жалование вторым учительницам до 1900 г. за 5 лет 1344 р., с 1900 г. жалование учительнице из сумм Св. Синода за 8 лет по 360 р. равно 2880 р., содержание училища и квартиры учительницы за те же 8 лет 850 р., и расходы на учебники и пособия около 530 р., всего 34 154 р. Но в действительности значительно больше, принимая во внимание расходы случайные и мелочные, так что общая сумма за весь период существования школы будет не менее 40 000 р.

Кончившие курс ученицы большей частью поступают в другие учебные заведения, а некоторые, преимущественно бедные, и выбывающие из училища до окончания курса, идут в модистки или прислуги.

В первоначальной школе состав учащихся был больше из детей купцов и лучших жителей города, когда школа еще была в ограде монастыря и поставлена была иначе. По рассказам бывших учениц, отношение к ним было облагороженное: за ними ухаживали несколько приставленных монахинь, из которых одни, помоложе, заботилась о чистоте и порядке в школе, встречали и провожали девочек, особенно в зимние бураны; другие, постарше, присматривали за ними во время уроков и перемен – как классные дамы – а иные обучали всевозможным изящным рукоделиям и пению, достигая больших результатов. В общем тогда училище носило характер института. Такой повышенный тон давался школе благодаря пребыванию в монастыре некоторых интеллигентных особ высшего круга, которые обращали большое внимание на училище. Так как в городе не было еще никакой женской школы, то монастырская была единственной для девочек. Не мудрено, что были такие ученицы, за которыми, по рассказам стариц, приезжали в богатых экипажах. Из бывших когда-то учениц- горожанок теперь некоторые солидные купчихи, а из монастырских можно указать на более выдающихся: настоятельница игуменья Херувима, бывшая казначея Феодосия и многие другие монахини, добром поминающие школу и воспитателей ее, с любовью относившихся к ним. Такое нежно-материнское отношение к школе еще можно было видеть при игуменье Валентине, бывшей долго начальницей Самарского епархиального женского училища, которая сама нередко любила заниматься с ученицами и очень внимательно относилась ко всякой мелочи детской жизни, даже и во время продолжительной болезни перед смертью. Одновременно с нею законоучителем был протоиерей Преображенский, бывший инспектор классов Нижегородского епархиального училища, опытный педагог и редкий знаток детской души. Если принять во внимание отношение этих замечательных деятелей к школьному делу, то можно сказать, что на долю монастырской школы выпало редкое счастье быть руководимой, в течении 10 лет, ревностными и опытными деятелями.

Заведующий школой, священник Василий Афонский
1908 г. октября 31 дня

Источник: ЦГАСО, фонд 32, оп. 5, д.74.

Текст подготовила к печати
мон. Селафиила, насельница Бузулукского Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ