Рассмотрев эту жалобу, Самарская духовная консистория наказывает непослушных сестер [19]: мантийные монахини Евлампия и Аполлинария были переведены в Самарский Иверский женский монастырь. В том монастыре они были недолго и вернулись вскоре в Тихвинскую обитель. Видимо, на них подействовало наказание, обе доживали тихо и мирно в монастыре. Евлампия исполняла послушание при постройках, а Аполлинария была портнихой. Обе скончались в 1891 г. по старости.
Монахини Ангелина, Пульхерия и Агния были оставлены в Тихвинском монастыре, но с тем, чтобы местный благочинный ежемесячно рапортовал Его Преосвященству о том, будут ли эти монахини раскаиваться в своем прежнем дурном поведении и подавать надежду на совершенное исправление. Исправление скорее всего последовало: монахиня Пульхерия (Параскева Ильинична Дроженова, из мещан г. Кургана Тамбовской губернии) – преподавала грамматику и рукоделие девочкам в училище ( 1869 г.), была помощницей Церковной старосты и даже сподобилась ходить в Иерусалим в 1870 году.
Монахиня Агния – Агафья Ивановна Зибрева – из купеческого звания г. Бузулука, поступила в монастырь в 28 лет, проходила певческое послушание и шила для сестёр, после бунта исправилась, была ризничной (ответственная должность, заведывание всей церковной утварью), дожила до глубокой старости, скончалась 1903 г. в возрасте 96 лет.
Монахиня Ангелина – Агриппина Евфимовна Ермолаева, девица из д. Дракино Бузулукского уезда, 1818 года рождения, поступила в монастырь в 30 лет, была просфорницей, значилась в списках 1900 года: «послушания не имеет по старости».
Рясофорных инокинь Викторину (Екатерина Силантьева) и Мариамну (Мария Колпакова) и по снятии с них рясофора должны были выслать из монастыря, но видимо после их раскаяния и примирения с матушкой Игуменией они остались в монастыре. Послушницы Елевферия и Клавдия видимо ушли из монастыря.
Инокинь Енафу и Елевферию оставили в монастыре в ожидании их покаяния и исправления.
Независимо от сего Игумении Евгении рекомендовано непокорных ей и находящихся под её ведением сестер приводить к сознанию их погрешностей мерами кроткими, как свойственно любящей матери.
И всё-таки в этом же году Игумения Евгения была отпущена на покой. 30 лет напряженных трудов, подвигов и нервных переживаний изнурили матушку. Она никуда не уехала, осталась жить в своем монастыре, но ей уже не надо было заботиться о спасении подчинённых ей душ, она принялась спасать свою душу и являла собою пример образцовой иноческой жизни.
И будучи на покое Игумения Евгения пользовалась большим уважением. И Игумения Мелитина, и сестры ходили к старице за советом и о душевных недоумениях, и о хозяйственных вопросах. Матушка Евгения с отрадой наблюдала, как прибавляются сестры в обители, приходят молодые, как возводится Троицкий тёплый храм, заложенный при ней в 1865 году на средства благотворителей, как он был освящен в 1869 году, как для него своими же сестрами-иконописицами был изготовлен великолепный иконостас. Хозяйство монастыря также росло, возводились келейные корпуса и хозяйственные постройки, монастырь расцветал на глазах.
Иногда матушка Мелитина звала её на чай в игуменский корпус, и собравшиеся старшие сестры слушали рассказы старицы — первоосновательницы обители о начале монастыря о видениях бывших, ей для укрепления в трудах, о старце Серафиме и о Кирсановском монастыре. Эти рассказы производили очень сильное впечатление на всех, и сестры понимали, что их монастырь построен по воле Божией, по молитвам Богородицы, во славу Божию и на благо народа.
СПОДВИЖНИЦЫ ИГУМЕНИИ ЕВГЕНИИ
Несомненно, что сестёр, которые препятствовали матушке Евгении было немного, просто как грязные пятна на одежде, они более заметны – как нечто из ряда вон выходящее.
Теперь пора рассказать о сестрах, которые помогали Матушке строить монастырь в г. Бузулуке, о постницах и подвижницах самых первых, заложивших основание монастырской жизни.
Анастасия Мартыновна Овсянникова, девица из деревни Михайловки, 1820 года рождения, родная племянница Евфимии Герасимовны [20], поступила в обитель в двадцатилетнем возрасте в 1840 году. Преосвященнейшим Евсевием, епископом Самарским, назначена помощницей настоятельницы в 1852 году, в самый трудный для матушки момент помогала ей в духовных и телесных трудах. Пострижена в 1860 году с именем АЛЕКСАНДРА, епископом Феофилом назначена на должность казначеи 11 августа 1860 года, исполняла эту должность до 1867 года, пока матушка Евгения не ушла на покой, по своему желанию уволена с должности казначеи 20 марта 1867 года. Потом несла послушание при свечном ящике – продавала свечи, а может быть и изготовляла их, умерла 6 мая 1899 года в возрасте 79 лет от воспаления лёгких
Анна Андреевна Овчинникова, девица из деревни Михайловки, 1815 года рождения, была келейницей настоятельницы, и исполняла особые поручения. Поступила в обитель в 1843 году, постриг в рясофор 1860 году с именем АМФИЛОХИЯ, постриг в мантию 1863 году с именем АМФИЛОХИЯ, в ведомости 1872 года указано – при заштатной игумении Евгении, – то есть так и служила матушке, а также проходила разные послушания. В ведомости 1875 года указано, что по болезни не имеет послушания. Других данных о ней нет.
Дарья Архиповна Шаталова, девица крестьянского звания из села Кутуш Бузулукского уезда, примерно 1821 года рождения. Поступила в обитель в 1845 году и сразу же начала исполнять должность благочинной: распределяла сестёр по послушаниям, следила за благообразным исполнением церковной службы. Была пострижена в мантию в 1860 году с именем СЕРАФИМА – в ведомости 1883 года говорится, что она «была регентом хора, в настоящее время читает псалтирь», дожила до 80 лет, преставилась в 1901 году от воспаления лёгких.
Иулиания Ивановна Бабина, девица из села Заплавного Бузулукского уезда, примерно 1820 года рождения. Пришла в монастырь в 1842 году, несла послушания: келейница, рукоделие, клирос. Пострижена в мантию в 1860 году с именем ИЛАРИЯ, исполняла должность благочинной с 1867 до 1886 годы, по своему желанию уволена на покой в 1887 году.
Екатерина Гавриловна Храпова, девица из села Кутуш Бузулукского уезда, 1823 года рождения, поступила в монастырь в 1846 (или 1848) году, занималась шитьем одежды, ходила по сбору, в 1860 году была пострижена в монашество с именем ЕВСЕВИЯ, проходила должность экономки, с 1862 по 1867 год была благочинной, утверждена на должность казначеи в 1872. Скончалась в 1897 году от старости.
Евдокия Ивановна Литвинова, девица с. Суриково Бузулукского уезда, родилась в 1824 (по некоторым источникам в 1821) году, просфорница, с 1842 года, постриг в мантию в 1860 году с именем ЕЛИКОНИДА, проходила должность церковного ктитора.
Анна Михайловна Карская, из дворян, 1804 года рождения, поступила в монастырь в 1854 году, постриг в мантию в 1863 годус именем АВГУСТА.
Агафья Мироновна Подколзина, девица из мещан Бузулука, 1809 года рождения, в монастыре с 1842 года, ходила по сбору с книгою, была пострижена в мантию в 1860 году с именем АНФИСА, «проходит должность экономки над огородным овощем», то есть, выражаясь современным языком, была старшей огородницей.
Иустина Фоминична Долгих, крестьянская девица из деревни Малаховки Бузулукского уезда, 1809 года рождения, поступила в 1842 году, караулила церковь и смотрела за чистотой оной, постриг в мантию в 1860 году с именем ИОАННИКИЯ, старшая пономарка, скончалась в 1891 году от старости.
С 1842 года подвизалась в монастыре и девица МАРИНА ЕВГРАФОВНА ВОЛГУШЕВА, 1820 года рождения, из крестьян с. Лабазы Бузулукского уезда. Марина Евграфовна была приближенной к Игумении Евгении, она исполняла должность письмоводителя, а также шила и пела на клиросе. Многие рапорты написаны её аккуратным почерком, и многие молитвы вознесены ею о водворении мира и благоустройства в обители. Пострижена в мантию в 1860 году с именем МЕЛИТИНА, с 1867 года занимала должность казначеи, а с 1870 должность настоятельницы Тихвинского монастыря. 8 ноября 1878 года она была возведена в сан игумении преосвященным Серафимом, епископом Самарским. При ней был достроен Тихвинский собор, построен тёплый Троицкий храм, келии для сестёр, число которых увеличилось (например, в 1883 году было уже 211 человек). Почила матушка Мелитина 6 марта 1892 года в возрасте 72 лет от воспаления лёгких.
Особо хочется рассказать о монахинях из дворянского сословия, которые помогли матушке Евгении организовать при монастыре приходскую школу для девочек. Матушка Евгения сама происходившая из крестьян, всячески старалась обучать и сестёр монастыря, и население города грамоте, умению читать и писать. Недаром ей было преподано благословение Священного Синода за пожертвование в пользу духовных училищ Самарской епархии 7 октября 1861 года [21].
С самого начала существования обители в келиях монастыря велось обучение детей грамоте, Закону Божию, пению, рукоделию, хорошим манерам. В этом богоугодном деле матушке Евгении помогали:
Александра Захаровна Харитонова, девица дворянского звания из Санкт-Петербурга, 1823 года рождения, поступила в монастырь в 1854 году, пострижена в рясофор в 1860 году с именем АЛЕВТИНА, пострижена в мантию в 1863 году с именем ВАЛЕНТИНА, читала и пела на клиросе, обучала девочек пению. Скончалась в 1913 году в возрасте 90 лет от воспаления печени.
Елена Константиновна фон Роткирх, из дворян, родилась в селе Кабеляка Полтавской губернии в 1841 году, дочь подпоручика. В монастырь пришла в 24 года, исполняла послушание певческое и около двадцати лет была помощницей учительницы, затем проходила послушание ключницы, пострижена в мантию в 1890 году с именем ЕЛЕАЗАРА. В ведомости 1900 года сказано, что она была перемещена в Бийский женский монастырь на должность казначеи (вместе с ней была отправлена ещё одна сестра, Ксения Кузьминична Садовых). Таким образом монахине Елеазаре, как наиболее способной и образованной, «могущей и других научити», Господь судил просвещать жителей Алтая.
Там она пробыла до 1907 года и, видимо по просьбе игумении Херувимы (настоятельница с 1899 года), вернулась обратно в Тихвинский монастырь (вместе с Ксенией Кузьминичной Садовых, которая в 1913 году была пострижена в мантию с именем Леонилла). По резолюции его Преосвященства, Преосвященнейшего Константина, епископа Самарского и Ставропольского, на старости лет несла послушание при чтении псалтири, архимандритом Анатолием пострижена в схиму в 1915 году с именем схимонахиня ЛЮДМИЛА. Время кончины неизвестно.