Андрей Митин, Надежда Федотова

Газета «Сорочинский вестник», №37, 21 сентября 2018 г.

ПЕРВЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ

Сотню лет назад этого священника с глубокими проникновенными глазами знал каждый житель села Сорочинского. А сегодня вряд ли кто-либо
из прихожан или священнослужителей Михайло-Архангельского храма скажет, что это за человек.
Но Сорочинск должен знать его имя.
Павел Петрович Поспелов, настоятель, Михайло-Архангельский храм, Сорочинск
На фотографии изображен Протоиерей Павел Петрович Поспелов, первый и последний настоятель Михайло-Архангельской церкви с момента ее закладки 21 мая 1901 года до закрытия в 1918 году. Более 20 лет перед революцией Павел Петрович был духовным отцом всех Сорочинцев; крестил, венчал, отпевал, благословлял, исповедовал наших с вами бабушек и дедушек.

Павел Петрович родился 1 января 1855 года в селе Николаевка Николаевского уезда Самарской губернии (сейчас это село Николаевка Ивантеевского района Саратовской области) в семье священника. После окончания Самарской духовной семинарии в 1882 году был направлен в село Богдановка Бузулукского уезда.

Появление молодого, подающего надежды священника не могло пройти мимо Благочинного (священника, помощника епископа, исполняющего административные обязанности в благочинии, т.е. церковном округе, – ред.), настоятеля Сорочинской Митрофановской церкви Аристарха Борисовича Борисова.

20 августа 1878 г. Павел Петрович женился на его дочери Анне Аристарховне Борисовой. Брак окажется на редкость удачным, жена во всём будет опорой мужа, у супругов родятся 7 сыновей и одна дочь.

Более 15 лет прослужил Павел Петрович в Богдановке. Архивные документы свидетельствуют о том, что за отличную ревностную службу он неоднократно поощрялся Самарской духовной консисторией. Его уважали и любили прихожане, и очень переживали, когда в 1898 году Павла Петровича переместили в Сорочинское с утверждением в должности Благочинного 10 округа Бузулукского уезда.

А в Сорочинском Павла Петровича ждут новые вызовы: старая деревянная церковь Михаила Архангела сгорела в 1899 году, построенная новая временная деревянная не справлялась с притоком прихожан. Село остро нуждалось в строительстве большого храма, Самарская духовная консистория выдала разрешение на его строительство.

21 мая 1901 года состоялась торжественная закладка величественного каменного храма (на 2200 прихожан) по проекту епархиального архитектора Ф.С. Хилинского. 10 лет продолжалось строительство: с 1901 по 1907 года возводились стены, а с 1907 по 1911 проводились отделочные работы, расписывались стены, устанавливался иконостас.

И вот 21 ноября 1911 года состоялось первое богослужение в новой церкви Михаила Архангела. Первыми служителями храма были благочинный протоиерей Павел Петрович Поспелов, священники Пётр Аксентьевич Соколов, Андрей Фёдорович Докин, Андрей Фёдорович Алонзов, дьяконы Семен Петрович Любимов, Алексей Николаевич Никольский, Василий Антонович Сазонов, псаломщик Борис Дмитриевич Георгиевский.

Всего лишь 7 лет служил храм Михаила Архангела прихожанам. Пришедшая в село новая власть в 1918 году запретила церковные службы, были изгнаны и репрессированы священнослужители, изъяты церковные ценности. В 1930 году с храма были сброшены колокола, здание частично разрушили и передали кинотеатру.

Долгое время авторы статьи не могли обнаружить никаких сведений о судьбе Павла Петровича Поспелова и его семьи после революции. Недавно чудесным образом нам удалось найти потомков его старшего сына Александра Павловича, живущих в Санкт-Петербурге. У них сохранились фотографии Павла Петровича Поспелова и его семьи, а также удивительные воспоминания его внучки Ольги Александровны Шиндер (Поспеловой), которые нам разрешили опубликовать:

«Сохранился портрет моего деда – строгое лицо, солидная фигура, держится с большим достоинством. Одет в духовную одежду – камилавка (духовный цилиндр, расширенный сверху и суженный внизу), полукафтанье («ряса») черная, шелковая. Дед в конце своей жизни имел высший духовный чин светского духовенства – он был митроносец, то есть во время богослужения имел право носить «митру» — металлический головной убор с украшениями. Был он «отец благочинный», заведовал Сорочинским округом. Старик был умный, начитанный. Хоть кончил он Духовную семинарию в Самаре, но по уму и развитию превышал многих людей, имеющих высшее образование. Он много читал, хорошо знал людей.

Жил он в Сорочинском, богатом купеческом селе. По праздникам – Рождеству и Пасхе – дед объезжал все село, служил молебны. Купечество щедро платило – во двор въезжали телеги, нагруженные куличами и пасхами. Но к вечеру все исчезало – вокруг Сорочинского располагались бедные деревеньки и почти все дедушкины сборы за малым исключением (кое-что оставляли себе) отправлялось в эти деревеньки и раздавалось беднейшим крестьянам.

Бабушка со своей стороны в доброте не отставала от деда – раздавала направо и налево. В кухне всегда кормились родственники няньки, кухарки, кучера, много было «нищей братии».

Семья у деда было большая – семь сыновей и одна дочь. Сыновья подрастали, уезжали в Самару, поступали учиться в Духовное училище. Здесь о них заботился мой отец – старший сын дедушки. Бабушка каждого обшивала, обмывала, со слезами провожала на учебу. Затем заботилась об оставшихся. Спокойная, хозяйственная, заботливая, целые дни проводила бабушка в семейных делах – завтрак, обед, ужин – все надо обдумать, все рассчитать. Было хозяйство – коровы 2-3, телки, поросята, куры. Правда, были и помощники по хозяйству и дому – кухарка, нянька, кучер. Кучера держали для дедушки – Сорочинское с прилежащими селами было очень большим. К дедушке в любое время дня и ночи обращались крестьяне, он ездил к больным, к умирающим; поэтому держали лошадь.

Дедушкин дом – большой и красивый – имел 5 комнат и большую кухню. Мне в детстве особенно нравились ручки на дверях из синего стекла в медной оправе. Их чистили мелом, и они блестели, как золото.

Был и большой двор, где помещался амбар, конюшня и каретник, затем 2-й двор – скотный, там же баня и сарай, где мои подрастающие дядьки устроили себе летнее жилье.

В доме всегда царила чистота и порядок. Только в дедушкином кабинете «порядок» был особенный – все ящики стола были выдвинуты и набиты доверху какими-то бумагами. Сюда вход был воспрещен всем. Только дедушка священнодействовал там над своими книгами и бумагами. Я дедушку в детстве очень боялась, он нас – детей как-то не замечал. В юные годы, когда я уже была студенткой, я очень часто говорила и спорила с ним на философские, религиозные и просто жизненные темы. И здесь я узнала, какой у меня мудрый дедушка, и как глубоко он разбирается во всем, как любит он людей, умеет к ним подходить и находить общий язык с самыми различными слоями населения».

По воспоминаниям Ольги Александровны после революции Павел Петрович Поспелов вынужден был покинуть Сорочинское и жил в Оренбурге. Он прожил 81 год, его жена Анна Аристарховна 87 лет, умерли оба без мучений, просто «уснули».

Храм Михаила Архангела был воссоздан в 1999 году. И может быть недалек тот день, когда в стенах этой церкви будет отслужен молебен в память ее первого настоятеля, молитвами и чаяниями которого этот храм был воздвигнут – Протоиерея Павла Петровича Поспелова.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ