Изучая Книгу памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области, изданную в 2015 году музеем истории Оренбурга, я нашла сведения о своем деде: «Волгушев Никита Спиридонович, крестьянин с. Лабазы, Бузулукского р-на. В 1931 году тройкой ПП ОГПУ по СВК приговорен по ст.58-10-11=13 УК РСФСР к 5 годам заключения в концлагере. Реабилитирован 26.10.1989 г.» [4]. Светлая ему память.
Наши родители боялись рассказывать нам, рожденным в послевоенное время о страшных годах репрессий. Народ был в страхе не только в эти годы. А мы, к нашему стыду, не готовы были их слушать. Нас учила школа, советская власть, как было удобно, так и преподносили нам те года.
Правду я узнала из следственного дела №18801, полученному в УФСБ РФ по Оренбургской области. На основании постановления от 23 ноября 1930 года Волгушев Н.С. и еще пятеро односельчан были арестованы по обвинению в систематической антисоветской работе [5]. Свидетелями были в основном неграмотные бедняки, которые не могли прочитать записанного, и под своими показаниями вместо подписи ставили «+». Всё вменялось в вину: что были зажиточные, что не боялись тяжелой работы и что умели вести хозяйство.
Стало понятно, почему при изучении истории о коллективизации, отец мой, Волгушев Петр Никитович говорил: «Это неправда, там все врут».
Позже он с горечью вспоминал те годы: «Не знали мы ни сна, ни отдыха, особенно в сезонное время. В зимнее время готовились к лету («Готовь сани летом, а телегу зимой» – это я уяснила от отца). Работали, трудились, не жалея себя, всё у нас отобрали, да хотя бы сохранили, а так, все прахом пошло. На колхоз люди работали в пол силы. Кто не привык работать, тот и в колхозе не старался, ведь заработок рассчитывали по трудодням, отработал и ладно».
В протоколе допроса деда написано: «В 1927 году, когда ставился вопрос о крестьянском союзе, я говорил про это и сейчас говорю: дураки мы, крестьяне, что не имеем крестьянского союза» [5].
В вину ставилась наша православная вера. Страдал народ за матушку-церковь: «В этом году, когда ВИК (волостной исполнительный комитет) хотел изъять церковные ценности, то Айгоров, Уткин, Волгушев бегали по дворам, собирая народ. Айгоров кричал: «Бегите, ВИК церковь закрывает, бейте в набат». Аляскин с вилами в руке подошел к собравшейся толпе, вскочил на изгородь церкви и заявил: «Не дадим грабить Божий храм». Кампания по изъятию церковных ценностей была сорвана в Лабазах и в соседних селах» (из показаний свидетеля А.Г. Васякина, председателя сельсовета) [5].
С первых своих дней в течение многих лет советская власть старалась вытравить веру православную. Для народа было естественно выполнять заповеди Божии – жить в мире со своей совестью, очищать душу свою в Церкви, которую мои предки защищали, как могли. Разрушение храмов и преследование священников не избежало ни одно село, ни один город. Церковь Архангела Михаила, построенная на средства жителей и освященная в 1839 году, была впоследствии разрушена.
А крепкие «зажиточные» крестьяне, выжившие в революцию, гражданскую войну, голод, с огромными усилиями сохранившие свои хозяйства, подверглись чудовищному ограблению, высылке из родных мест.
История семьи моего деда, хранившей веру и православные традиции, это подтверждает.
В социально-имущественной характеристике судебного дела деда записано: «Социальное положение в 1917 году зажиточное, имел дом с надворными постройками, 3 лошади, 2 коровы, 3 теленка, 12 овец, 4 покупных надела, сеял до 45 гектар земли, имел 15 голов рабочего скота, с/х молотильную машину, лобогрейку, 2 плуга, 10 борон, косилку, 1 тарантас» [5]. Далее периодически проводилось изъятие имущества. При лишении избирательных прав в 1929 -1930 годах изъято было всё полностью, даже дом и всё, что в нем – часы, зеркало, 3 венских стула, 2 дощатых ларя, 20 пудов пшеницы, 4 пуда пшеничной муки [6]. К моменту ареста Волгушев Н.С. в избирательных правах был восстановлен, но имущество не возвратили, всё было передано в колхоз. Семья из 5 человек осталась без жилья. В справке сельского совета было указано «…сельсовет считает необходимым выселить Волгушева Н. С. из Средне-Волжского края» [5]. После ареста деда семья, натерпевшись скитаний, вынуждена была поменять место жительства. По воле Божьей этим местом оказался Ташкент, куда переселились его два сына с семьями. К ним дед и вернулся из заключения, фактический срок и место которого, мне неизвестны. Похоронен Никита Спиридонович на Боткинском кладбище Ташкента в 1943 году.
Его сын (мой отец) Петр Никитович Волгушев возвратился с Великой Отечественной войны в 1945 году в Лабазы и через суд, при согласии председателя колхоза, восстановил права на дом.