Андрей Митин, Надежда Федотова

«Вестник Бузулукской епархии», №1 (4)

НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ СТАРОЙ ФОТОГРАФИЕЙ

В храме Казанской иконы Божией Матери в поселке Кирсановка Тоцкого района хранится дореволюционная фотография: благообразный седовласый священник в окружении семьи. Это фото все советские времена хранила и прятала даже от самых близких родственников одна из жительниц села Антонина Дмитриевна Иг­натова (Погорельских). Впоследствии она рассказывала, что была певчей в церкви и это фото ей подарили на великий праздник.
Прихожане засматриваются на фото, но никто не может рассказать, кто на нем изображен.
И, может быть, эта фотография так и хранила бы свои тайны, если бы авторы статьи не узнали в одном из изображенных своего родственника.
Александр Иванович Надеждин, Кирсановка, Бузулуксий уезд, Прасковья Аристарховна Надеждина
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ НАДЕЖДИН

За прошедший век стерлась память об этих уди­вительных людях. А между тем, священник Алек­сандр Иванович Надеждин – 48 лет (!) был насто­ятелем Казанской церкви, учителем и духовником всех кирсановцев.

Александр Иванович родился в 1857 году в селе Ероховка Бузулукского уезда (сейчас это село в Гра­чевском районе Оренбургской области), в 1879 году после окончания Самарской духовной семинарии его направили учителем в село Семеновка Новоу­зенского уезда, но уже через 2 года, в 1881 году, он был рукоположен в сан священника и в 1882 году направлен в Кирсановку.

В 1881 году он женился на Прасковье Аристархов­не, дочери священника села Сорочинского Аристарха Борисовича Борисова [1] (справа от Александра Ива­новича на фото), в браке родились шестеро детей.
Александр Иванович Надеждин
Священник Александр Иванович Надеждин
метрическая запись, Надеждин, священник
Запись в метрической книге села Сороченского о бракосочетании Александра Ивановича Надеждина
с дочерью священника Аристарха Борисова Прасковьей
В Кирсановке работали церковно-приходская школа для детей и воскресная школа для взрослых. Преподавали в церковно-приходской школе священ­ник и члены его семьи. По воспоминаниям краеве­дов, «Надеждины были умнейшие люди: грамотные, начитанные, культурные. У них была богатая личная библиотека, имели собрания сочинений всех класси­ков: Пушкина, Гоголя, Некрасова и т.д. Священник Александр Иванович Надеждин специально выпи­сывал из Москвы и Петербурга книги, газеты и жур­налы, чтобы повысить грамотность крестьян. Дочь священника Вера Александровна работала учителем. Семья их пользовалась у односельчан большим авто­ритетом, именно к ним шли крестьяне за советом по любым житейским вопросам».

После революции и Гражданской войны нача­лись гонения на религию, церковь была закрыта, 22 октября 1930 года священник Александр Ивано­вич Надеждин (в возрасте 74 лет) был арестован и приговорен к «высылке в Северный край сроком на 5 лет». Дальнейшая его судьба неизвестна (реабили­тирован 27.09.1989).

Но вернемся к фотографии. Она сделана около 1914 года. Предположительно, позади стоят дочь Александра Александровна и ее муж, священник церкви в селе Курманаевка Иван Малахов [2]. Старо­жилы села в воспоминаниях писали, что он позднее жил в Кирсановке, а после того, как закрыли цер­ковь, «всю землю раздал родным и уехал с семьей в Ташкент».

Женщина в белом воротничке, держащая на ко­ленях девочку – другая дочь Александра Ивановича, Елизавета с дочкой Тамарой. Рядом с ней ее муж – Александр Александрович Незванов [3], выпуск­ник Казанской духовной академии, преподава­тель Омского императорского кадетского корпуса. В 1917 году в этой семье родится сын Юрий. Что с этой семьей случилось после революции, неизвест­но, но перед войной они оказались в Ленинграде. Александр Александрович Незванов умер от голода в блокаду в 1942 году. Сын Юрий Александрович пошел на фронт и погиб в Восточной Пруссии в ян­варе 1945 года. Елизавету Александровну с дочерью отправили из Ленинграда в эвакуацию, в Бузулук. Здесь они жили по адресу: Станционный поселок, линия 40, дом 14 [4]. Послевоенная судьба Елизаветы Александровны нам неизвестна.
Метрическая книга
Запись в метрической книге села Сороченского о бракосочетании Александра Александровича Незванова
и Елизаветы Ивановны Надеждиной
Незванов, Незванова, Александр Александрович
Тамара и Юрий Незвановы, 1941 год
Тамара Александровна Незванова позднее вер­нулась в Ленинград, работала концертмейстером в консерватории. Как и вся ее семья, она была глу­боко религиозна, на пенсии переехала в Успен­ский Псково-Печерский мужской монастырь, где и умерла.

Имена и судьбы остальных детей священника Надеждина, изображенных на фотографии, пока остаются неизвестными. Недавно на городском кладбище Бузулука авторы статьи видели могилу с надписью: «Надеждина Вера Александровна, 1891- 1874». Имя, отчество и год рождения совпадают с ещё одной дочерью отца Александра, которая на фото – крайняя слева. За могилой кто-то ухаживает. Возможно, кто-нибудь из читателей узнает в описы­ваемых людях и событиях своих родных и свяжется с редакцией.

НЕЗВАНОВЫ И НЕСМЕЯНОВЫ

Но хочется еще раз вернуться к личности Алек­сандра Александровича Незванова (мужчина с уса­ми на фото), чтобы рассказать еще несколько инте­ресных фактов из истории этих семей. Александр Александрович родился в селе Сорочинском, его дед и отец брали в аренду у государства большие участки земли, занимались земледелием и торгов­лей лесом. Мама родилась в селе Палимовка в семье Муморцевых, из которой впоследствии вышли круп­ные Бузулукские купцы.

В семье большое внимание уделялось духовно­му воспитанию и образованию детей. Александр закончил вначале Оренбургскую духовную семи­нарию, а в 1906 году – Казанскую духовную акаде­мию. По ее окончании он вернулся в Сорочинское с однокашником и другом Дмитрием Архиповичем Несмеяновым. И в мае 1906 года сыграли сразу две свадьбы: 22 мая Дмитрий женился на двоюродной се­стре Александра Марии Ивановне Незвановой, а 26 – Александр на Елизавете Александровне Надеждиной.

Друзья старались держаться рядом, даже вместе поехали работать в Омск. Александр стал препода­вателем Омского императорского кадетского кор­пуса, выходец из простой крестьянской семьи за достаточно непродолжительный срок дослужился до званий коллежского асессора и надворного со­ветника. А Дмитрий, проработав несколько лет в Омской епархии, из-за болезни жены возвратился в Оренбург. В храме Вознесения Господня он испол­нял обязанности псаломщика и, как обладающий музыкальными дарованиями, пел на клиросе. По­прищем, принесшим Дмитрию Архиповичу Несме­янову известность и авторитет богослова в Орен­буржье, была должность епархиального миссионера.
Несмеянов, Дмитрий Архипович, епархиальный миссионер
Обложка книги «Божий адвокат: Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов и его труды»
Несмеянов, Мария Ивановна, Галина Несмеянова
Запись в метрической книге села Сороченского о бракосочетании Дмитрия Архиповича Несмеянова с двоюродной сестрой Александра Александровича Незванова Марией Ивановной Незвановой
После революции Дмитрий Архипович был не­сколько раз арестован, два года провел в лагерях в Коми (1925-1927 гг.). По возвращении из заклю­чения продолжал свою миссионерскую деятель­ность. Пострадав от безбожной власти, Дмитрий Архипович приобрел еще большее уважение в среде духовенства и верующих людей, теперь уже мно­гие приезжали к нему за советом. В январе 1931 года Д.А. Несмеянов был арестован и приговорен в высшей мере наказания. 5 мая 1931 года приго­вор был приведен в исполнение (реабилитирован в 1989 году) [5]. В 2014 году Свято-Троицкая Симе­онова Обитель Милосердия издала книгу «Божий адвокат: Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов и его труды».

МАРИЯ КУЗЬМИНИЧНА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКАЯ

С семьей Незвановых связана еще одна очень ин­тересная история. У Александра Александровича Незванова была родная сестра Серафима. В 1900 году в Сорочинском она вышла замуж за выходца из Костромской губернии Кузьму Александровича При­яткина. В этом браке родились восемь детей, среди них в 1910 году – дочь Мария.

Кузьма Александрович занимался хлебной тор­говлей, вместе с братьями жены Незвановыми стро­ил мельницы в Сорочинском и в Акбулаке. Револю­ционные события 1917 года и Гражданская война вынудили Прияткиных и их родственников навсегда покинуть родные места, все их имущество было на­ционализировано. Опасаясь за безопасность семьи, Кузьма Александрович отправил свою жену Сера­фиму Александровну с детьми в Среднюю Азию, а сам остался спасать остатки семейного бизнеса. Из рассказов родственников известно, что в 1930-х годах он был сослан в Коми, где и погиб.

Через несколько лет после отъезда Мария посту­пила в медицинский институт в Ташкенте, где по­знакомилась и впоследствии вышла замуж за Ми­хаила Валентиновича Войно-Ясенецкого, старшего сына епископа Луки (Валентина Феликсовича Вой­но-Ясенецкого). У них родился сын Алексей.
Мария Кузьминична, Михаил Валентинович Войно-Ясенекцие
Мария Кузьминична и Михаил Валентинович Войно-Ясенецкие с новорожденным сыном Алексеем
Гонения, которым подвергался епископ Лука (Войно-Ясенецкий), а он провел в ссылках в общей сложности одиннадцать лет, не могли не оказать влияние на жизнь его близких родственников. Дети полной мерой заплатили за «поповство» отца. Вот что пишет Марк Поповский в своей книге «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирур­га»: «Особенно тягостная юность выпала на долю Михаила. После возвращения из ссылки старшего Войно-Ясенецкого младшего приняли на медицин­ский факультет университета. Учился Михаил хоро­шо. Однако каждая новая кампания „за классовую чистоту высшей школы" заканчивалась для него ис­ключением. Ему так и не дали бы получить высшее образование, если бы не заступничество профессора Слонима. Друг семьи Войно-Ясенецких использовал свое влияние на власти и несколько раз водворял юношу обратно в университет. После очередного исключения от Михаила потребовали, чтобы он от­рекся от отца-епископа публично».

Дети не отреклись. Марк Поповский пишет: «Не­задолго до отправки на этап невестка Мария Кузь­минична (Прияткина-Войно-Ясенецкая) вымолила у прокурора десятиминутное свидание со свекром. Со времен толстовского „Воскресения" комната для свидания с заключенными обогатилась двойной решеткой. Между двумя разделяющими арестанта и его родных решетками возник коридорчик, специ­ально предназначенный для того, чтобы по нему ходил солдат с винтовкой.

Свекор вышел желтый, отечный. Очевид­но, ему было трудно стоять на отекших ногах, и он ухватился рукой за прутья. Сказал, слабо улыбаясь: „Я получил твою посылку. Мно­го всего. Но ничего, нас в камере тоже много". Глядя на измученное лицо старика, Мария Кузьминич­на заплакала. „Да перестань ты плакать, – сказал он ласково, – я уже привык к этой собачьей жиз­ни". Голос у него остался все тот же: низкий, сильный. Слова его легко перелетали через пустое пространство между железными переплетами. От того свидания осталось в памяти не столько даже лицо, сколько руки свекра: боль­шие белые руки хирурга на желез­ной решетке» [6].

После Великой Отечествен­ной войны Михаил Валенти­нович и Мария Кузьминична переехали в Ленинград, где Ми­хаил Валентинович возглавил патологоанатомическую ла­бораторию Всесоюзного ин­ститута экспериментальной медицины. Он был широко об­разованным и культурным че­ловеком, увлекался музыкой и театром, был лично знаком с известными актерами и компо­зиторами того времени (Шоста­кович, Шварц). Вместе с тем много внимания он уделял своей семье, воспитанию единственного сына Алексея, который тоже пошел по стопам своего прославленного деда-хирурга Валентина Фелик­совича и любимого отца Михаила.

Почетный врач РФ, почетный профессор Дальневосточного го­сударственного медицинского университета, Алексей Михай­лович Войно-Ясенецкий живет в Хабаровске, долгие годы он заведовал кафедрой урологии Хабаровского государственного медицинского института. После смерти его отца Михаила Вален­тиновича ( 1993 г.) он забрал свою маму Марию Кузьминичну из Ле­нинграда к себе в Хабаровск, где она и похоронена.

Источники:
1. Государственный архив Оренбургской области (ГБУ ГАОО), Ф. 389. Оп. 1. Д. 412. «Метрическая книга Михаило-Архангельской церкви села Сорочинское Бузулукского уезда» за 1881 г.
2. Центральный государственный архив Самарской области (ГБУСО ЦГАСО), Ф. 32. Оп. 14. Д. 412. «Ведомость о церкви села Кирсановка» за 1904 г.
3. ГАОО, Ф. 389 Оп. 1. Д. 1519. «Метрическая книга Михайло-Архан­гельской церкви села Сорочинское Бузулукского уезда» за 1906 г.
4. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО), Ф. 58. Оп. А-71693. Д. 1760. «Книга погребения госпиталя 384 ОМСБ 235сд» за 1944-1945 гг.
5. «Божий адвокат. Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов и его труды». Под общей редакцией протоиерея Николая Стремского. П. Саракташ, 2014. 428 с.
6. Поповский Марк. «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга». Москва, «Пик», 2001. 480 с.
Дерево Незвановы, Несмеяновы, Прияткины, Войно-Ясенецкие
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ