Февраль 1894 года: «Однажды мне пришлось как-то нечаянно найти и прочесть хоть одну страничку из дневника… одной барышни. Вот что она пишет: «Да вот вспомнились мне слова моей дорогой сестры Саши, а именно: «Надо принимать жизнь такою, какова она есть». Вот эти фарисействующие мещане. Конечно же, Саша обидится, если их назовёшь «хищниками» или скажешь, что они толкут воду в ступе. Золотую середину нашли: принимать жизнь такою, какова она есть! О, эти счастливые! Чистая совесть и гордое сознание, что они делают, что могут делать для человечества. Нет, лучше прекратить жизнь. Да, нужно поскорее порвать нить своего существования только потому, что я сама чувствую – не способна жить или не умею и не могу принять жизнь такою, какова она есть. 18 август 1893 года. Уфа. Тяжело жить на свете без цели. Нет смысла в бесплодном труде». Эти строки, писанные глубоко мыслящей 16-летней девушкой, заставили меня глубоко задуматься и посерьёзнее смотреть на жизнь».
30 июня 1895 года: «Да! Действительны слова из дневника Мининой: «Нельзя принять жизнь такою, какова она есть» и «Тяжело жить на свете без цели, нету смысла в бесплодном труде…». «У тебя есть цель, ты должен жить для неё». Она, наверное, будет несчастна, безотчётно пронеслось у меня в голове. В моём уме блеснуло что-то светлое: кто она, я знал, что её сделает несчастной-тоже».
20 августа 1895 года: «Письмо в Уфу Мининой. Многоуважаемая Зоя Арсеньевна! Как ни жалко родного гнезда и дорогих людей, но нам, посвятившим себя искусству, нужно всё забыть, всё пересилить, обречь себя в жертву дорогому призванию и стремиться к раз и навсегда намеченной цели. Не струсим ожидающих нас впереди препятствий и, вспоминая Иванова, не дадим заснуть нашей энергии погаснуть жару божественного огня внутри нас… Итак, стремитесь в «Петра творенье» с его красавицей Невой, всегда хмурой и неприветливой в своём гранитном ложе, стремитесь сюда, где патриархи нашего дела и светила настоящего художественного мира… Экзамен я ещё не сдавал, а ещё только 25 буду экзаменоваться в 10 ч. утра. Всего прошений, как я слышал, было подано около 20. Напрасно Вы поторопились, боясь опоздать подать прошение в Общество поощрения художников, оказывается, в Штиглицкое можно поступить, подав прошение и после 15. Оказывается, это письмо не услал… День за днём проходит, будущее разворачивает свой папирус, разрушая наши мечты и разочаровывая сухой и скучной действительностью».
3 сентября 1895 года: «Моя мечта наполовину исполнилась – я в Штиглицкой… Минина Зоя Арсеньевна! Да, действительно, я воображал, что Вы уже здесь, но что же поделаешь? Провидение незримо руководит нашим препровождением времени… Очень сочувствую о вашем несчастии… Имею сообщить Вам, что я в Школе, поступил в первый класс и живу теперь в общежитии, платя за комнату около 10 р., обед и чай отдельная плата».
Кто же она, Зоя Минина, оказавшая, как нам кажется, немалое влияние на становление личности юного Кузьмы Петрова? Из этих записей мы видим, что Зоя Арсеньевна Минина живёт в Уфе. Однако нам, как исследователям истории города Бузулук, семья Мининых была хорошо известна и до знакомства с Дневником. Но по порядку.
В метрической книге Троицкого собора Бузулука за 1866 год есть запись о венчании от 21 января 1866 года: «Саратовской губернии города Вольска мещанина Матвея Кириллова Минина сын Арсений, первым браком, 24 года, и девица Пелагея Трифонова, дочь Бузулукского купеческого сына Трифона Данилова Красикова, 16 лет».