Юлия Янчаркова
Искусствовед, доктор наук, научный сотрудник Славянского института Академии наук Чешской Республики. Научные темы: творческое наследие русских художников-эмигрантов, история чехословацких коллекций русского искусства, история и художественные собрания Славянского института и Археологического института им. Н. П. Кондакова в Праге

Художник
Григорий Алексеевич Мусатов:
Бузулук – Самара – Прага

(28 января / 10 февраля, 1889, Бузулук, Самарской губ., ныне Оренбургская обл. –
8 ноября 1941, Прага)

Григорий Алексеевич Мусатов, художник
Григория Мусатова мы можем по праву назвать самым известным из всех русских художников, живших в Чехословакии в период между Первой и Второй мировыми войнами. О его жизни в России нам известно пока очень мало, при этом из всех русских «чешских» мастеров о Мусатове ходит самое большое количество мифов, к которым необходимо относиться с осторожностью. Сами по себе они представляют довольно интересное явление. Необходимо подчеркнуть, что живописец к их созданию отношения не имел. По отрывочным архивным материалам биографию художника можно реконструировать следующим образом.
Григорий Мусатов родился в Бузулуке 28 января 1889 года. Он был сыном бузулукского, а впоследствии самарского иконописца Алексея Яковлевича Мусатова и польки Элеоноры Клеофасовны Миклашевич. С юных лет мальчик помогал отцу в качестве подмастерья в иконостасной мастерской. Детство и юность Григория прошли в Бузулуке и в Самаре. Жизнь этих городов, с такими нехитрыми развлечениями, как оркестры в парках, катания на лодках, прогулки, посещения фотоателье, прочно вошла в сознание будущего мастера. Всё это станет в будущем темами работ художника.

По окончании начального училища Григорий Мусатов был зачислен в Самарское коммерческое училище, где с 1903 до 1913 года преподавал рисование художник, коллекционер, а впоследствии один из основателей Самарского художественного музея Василий Васильевич Гундобин. Увлекшийся под его руководством живописью Григорий Мусатов перевелся в Пензенское художественное училище, которое, правда, вскоре бросил. Затем художник перебрался в Киев, где поступил в художественное училище. Здесь он энтузиазмом занимался под руководством Александра Александровича Мурашко, которого ценил и уважал. При посещении Москвы, где в Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился брат Григория Александр, художник соприкоснулся с модернизмом, повлиявшим на его творчество.

В Пензе Григорий Мусатов познакомился с Верой Георгиевной Еляшович (10.04.1893, Пенза – 23.05.1971, Прага), которая, согласно пражским документам, была дочерью производителя чернил Георгия Еляшовича и П. М. Аркинд. С ней в искусство Григория Мусатова вошла еврейская тема. В 1914 году они сочетались гражданским браком, и в этом же году Григорий недолгое время работал учителем рисования в посаде Мелекесс Ставропольского уезда Самарской губернии.

В 1915 году в Самаре прошла художественная выставка, в которой Григорий Мусатов принимал участие совместно с Гундобиным и братом Александром. В том же году был мобилизован и служил штабным писарем в городе Балашов Саратовской губернии. Там, по воспоминаниям его дочери Норы, участвовал в росписи церкви, длившейся примерно год.
Григорий Алексеевич Мусатов, художник
Мусатов Григорий Алексеевич, Сватовство, 1924 (вероятно, ранее).
Холст, масло, 65,5 × 80 см, Галерея изобразительного искусства в Находе, O 619.
В 1916 году Мусатов был зачислен в Саратовскую школу прапорщиков, откуда был отправлен на передовую. По данным семьи, дезертировал. В Самаре в 1918 году Мусатов с интересом наблюдал за чешскими легионерами. Восхищался расписанными художниками вагонами поездов, которые проезжали через город. Он присоединился к белой армии А.В. Колчака, с которой переехал в Иркутск (вместе с женой). Оттуда вновь дезертировал и бежал с Верой во Владивосток, где скрывался под фамилией Мельников. Военный путь художника требует уточнения. Далее работал в порту, участвовал в работе театральной студии «Балаганчик», возникшей при Литературно-художественном обществе Дальнего Востока (Н.Н. Асеев, Д.Д. Бурлюк, В. Н. Пальмов), получил визу в Чехословакию.

Весной 1919 года большая часть семьи Григория Мусатова, находившаяся в доме на пчельнике близ села Рождествено Сызранского уезда, была убита во время бандитского нападения. Это несчастье нашло отражение в работах мастера.

Из Владивостока 1 мая 1920 Мусатовы отправились на корабле «Тверь» в Европу. 10 июля 1920 прибыли в Чехословакию. На первых порах зарабатывали на жизнь участием в любительских постановках передвижного театрального общества «Единение», с которым путешествовали по Чехословакии с июля 1920 до начала 1921 года. Следует отметить, что Григорий уже имел опыт театральной деятельности, а также создания декораций. Он играл на скрипке и хорошо пел. В городе Гавличкув Брод они случайно познакомились с чешским художником-модернистом Яном Зрзавы и его семьей, которые помогли Мусатовым обосноваться в городе Колине. Григорий Алексеевич вернулся к творчеству, а Вера Георгиевна работала в аптеке Яроша с зимы 1921 до октября 1922 года. В конце 1922 года Мусатовы перебрались в Прагу, где Григорий Мусатов работал учителем рисования в Русской реальной реформированной гимназии вплоть до 1931 года.
Григорий Алексеевич Мусатов, Бузулук
Мусатов Григорий Алексеевич, Монастырская келья, около 1925.
Холст, масло, 98 × 112 см, Галерея изобразительного искусства в Находе, O 256.
С 22 сентября по 31 октября 1923 года Мусатов впервые принял участие в групповой выставке чешского культурного общества «Художественная беседа», проходившей в Общественном доме Праги, где был принят в члены общества. В начальный период творчества Мусатов тяготел к неопримитивизму, работы посвящались преимущественно тематике бузулукской и самарской жизни, что было в Чехословакии экзотичным и вызывало у чехов живой интерес. Немного позднее в творчестве Мусатова появляются темы технического прогресса, подаваемые скорее в сюрреалистическом стиле. Мусатов принял участие в 27 групповых выставках «Художественной беседы», проходивших как в Праге, так и в других городах Чехии с 1923 по 1941 год. С 1927 году уже известный художник устраивал персональные выставки своих картин в Чехословакии, выставлялся в Латвии и Франции.

Григорий Мусатов с конца 1920-х годов был известен в Чехословакии как иллюстратор (например, «Советские частушки», перевод на чешский язык Н. Мельниковой-Папоушковой, издательство Авентинум, 1929). В 1929-1931 годах работал над созданием иллюстраций к нескольким романам Ф. М. Достоевского (в пражском издательстве «Мелантрих» вышли: «Братья Карамазовы», 1929; «Униженные и оскорбленные», 1930; «Бесы», 1930). Рисунки художника экспонировались на специально посвященной этому выставке 1931 года в Праге. Часть этих работ хранится в Национальной галерее и в Литературном архиве Музея национальной письменности в Праге.
Григорий Алексеевич Мусатов, художник
Мусатов Григорий Алексеевич, Сон невесты, 1925.
Холст, масло, 108 × 114 см, Галерея изобразительного искусства в Находе, O 255.
Мусатов желал изменить свою творческую манеру, хотел отойти от неопримитивизма и сознательно искал новые пути. В последний период творчества мастер под воздействием чешского искусства тяготел к экспрессионизму, сочетал его «напряжение» с элементами импрессионизма. Это проявлялось как в картинах с русской тематикой, так и в пейзажах, а также в работах, изображающих женщин и детей. Важной частью творчества мастера является тема технического прогресса, которая стала результатом восхищения Мусатова жизнью в СССР.

С 1936 года Григорий Мусатов был гражданином Чехословакии. Художник умер в 1941 году, он переживал военные события, мечтая о победе СССР, следил за новостями, что отразилось в его произведениях того времени.

Самое большое собрание живописных и графических работ Мусатова находится в Национальной галерее в Праге (21 картина и рисунки), его произведения представлены также во многих других государственных собраниях Чехии, в частных коллекциях Европы и США.

Дочь художника Элеонора (творческое имя Нора, 06.12.1931, Прага – 09.10.2010, Прага), продолжила дело отца.


Репродукции картин публикуются с разрешения Галереи изобразительного искусства в Находе (Чехия)
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ