Упорова Марина,
заведующая музеем истории Нижнесалдинского металлургического завода

РЕДКИЙ РОЯЛЬ ФИРМЫ «Я.БЕККЕР»
В НИЖНЕЙ САЛДЕ

В фойе Дворца культуры им. Ленина города Нижняя Салда Свердловской области стоит чёрный рояль. Открыв клап, можно прочесть надпись «J.Becker». А приоткрыв крышку, можно сразу догадаться, что перед нами необычный музыкальный инструмент – деревянные его части заменены толстым хрустальным стеклом, через которое видны все «внутренности».
Музыкальная реликвия Нижней Салды
Мой интерес к истории появления в Нижней Салде рояля знаменитейшей фабрики появился много лет назад, после прочтения исследования краеведа В.И.Голованова, опубликованного в его второй книге «Моя родная Салда»[1]. Виктор Иванович отдельную главу посвятил теме Беккеровского рояля. Именно там есть ссылка на более раннюю заметку о нашем музыкальном инструменте – П.П. Толстиков, «Редкий инструмент»[2], опубликованную в журнале «Уральский следопыт» №5 за 1964 год. В заключении своей статьи Павел Поликарпович делает предположение о том, «что впервые этот редкий инструмент принадлежал известному металлургу К.П.Поленову».

Но существует и другая версия: рояль принадлежал богатому купцу Нижней Салды конца XIX-начала XX века Треухову Лазарю Прохоровичу. В архиве Нижнесалдинского краеведческого музея им. А.Н.Анциферова хранится рукопись 1969 года краеведа Семёна Николаевича Сторожкова[3]. В ней подробно рассказывается об истории улицы Кузьмина, бывшей Кирпичной, одной из старейших улиц города. Именно на этой улице, что находилась в непосредственной близости к Нижне-Салдинскому заводу, размещались многие дома служащих, купцов (в том числе и Треухова Лазаря Прохоровича), интеллигенции заводского посёлка. Любопытно вступление к рукописи: «Все указанные здесь события, расположение зданий и домов, факты, люди и время, мне, Сторожкову Семёну Николаевичу, достоверно известны, так как я родился в Кирпичной улице, в бывшем доме плотинного завода, рос и жил тут до ноября 1934 года». Подпись гласит: «Внук бывшего плотинного завода, родившийся в 1901 году С.Н.Сторожков». На мой взгляд, написано убедительно.

На 20-й странице рукописи Семён Николаевич пишет о рояле, стоявшем в доме купца Треухова: «Рояль фирмы «Я.Беккер» имеет фабричный номер 22039. Внизу рояля на дереве выжжено «1911 год, 15 января. Треуховых». Отправляемся за доказательствами этих слов в ДК им. Ленина. Действительно, внизу рояля, с двух сторон деревянного корпуса выжжены следующие надписи: «1911 год, 15 января, Треуховых, Н.(ижняя) Салда, Пер.(мской) губ. (ернии)»; «Треуховых, Н.(ижняя) Салда, Пер.(мской) губ.(ернии)». Так как рояль доставлялся из Санкт-Петербурга, то можно предположить, что это простая маркировка своей только что купленной вещи, чтобы она не затерялась в пути, как подписанная владельцем новая купленная книга. И действительно, на деревянной опоре рояля внизу виден выбитый номер, идентичный указанному в рукописи – № 22039.

Это первое доказательство того, что рояль принадлежал Треухову Лазарю Прохоровичу.
Надписи под декой рояля «Я. Беккер». Нижняя Салда, 2015 г.
Интерьер кабинета золотопромышленника Треухова. Реконструкция начала XX века.
Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Усадебный комплекс Лазаря Прохоровича Треухова на реке Салда.
Фотография начала XX века
Семья Треуховых около своей усадьбы на реке Салда.
Фотография начала XX века
Когда же был выпущен рояль? Обратимся к статье Г.А. Ипполитовой «Владельцы фортепианной фабрики «Я.Беккер» (1841-1917), помещённой в книге «Немцы СПб: наука, культура, образование». «В июне 1841 года Баварский подданный фортепианный мастер Якоб (Яков) Давыдов Беккер открыл в Санкт-Петербурге на Большой Итальянской улице, д.21, небольшую мастерскую, которой суждено было стать самой известной фирмой по производству клавишных музыкальных инструментов не только в России, но и в Европе. Фабрика «Я.Беккер» в XIX-XX вв. стала не только самой значительной в России, но единственной по своему устройству: новейшие машины, чугунно-, медно-литейные и механические мастерские, паровые двигатели, опытнейшие мастера, всё это способствовало совершенствованию производства. В XIX и начале XX в. фабрика «Я.Беккер» являлась поставщиком дворов Российского и Австрийского императоров, шведского, датского, норвежского королей, удостоена была высших наград 5 международных выставок»[4].
Торговый знак фирмы «Я. Беккер» на рояле в Нижней Салде
30 декабря 1888 года фабрика «Я.Беккер» торжественно праздновала в Санкт-Петербурге выпуск рояля № 10000. «Залы были празднично украшены и накрыты столы для угощения. На эстраде – концертный рояль № 10000, изящно и художественно отделанный с украшением из мозаики цветного дерева, на верхней крышке рояля лавровый венок с именем А.Рубинштейна, – писала газета «Новое время»[5]. С 1871 года на фабрике стали изготовлять «ежегодно до 450 роялей и пианино» [6]. В фондах архива фабрики хранятся квитанции об оплате за покупку инструмента фирмы «Я.Беккера» разными лицами, например: в сентябре 1898 года продано концертное пианино №16146 Юргенсону Петру Ивановичу, учредителю и владельцу крупной издательской фирмы и нотопечатни в Москве. Отметим: в 1898 году – №16146.

Примерно прибавляем по 450 роялей в год, чтобы дойти до нашего номера №22039, который указал Семён Николаевич Сторожков.

1899 – примерно № 16596
1900 - примерно № 17046
1901 – примерно № 17496
1902 – примерно № 17946
1903 – примерно № 18396
1904 – примерно № 18846
1905 – примерно № 19296
1906 – примерно № 19746
1907 – примерно № 20196
1908 – примерно № 20646
1909 – примерно № 21096
1910 – примерно № 21546
1911 – примерно № 21996
1912 – примерно № 22446

Принимяем во внимание, что в период с 1898 по 1912 год фабрика работала стабильно, с ежегодным улучшением технологии изготовления музыкальных инструментов и при отсутствии бедствий. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: рояль фирмы «Я.Беккер» Нижней Салды, имеющий номер № 22039, произведён в конце 1910–начале 1911 года. Выжженная дата «15 января», вероятно, дата покупки рояля.

Семье выдающегося металлурга и учёного Константина Павловича Поленова рояль принадлежать не мог, так как Константин Павлович ушёл из жизни 12 января 1908 года, за три года до даты изготовления инструмента.

Вероятнее всего, купец Лазарь Прохорович Треухов заказал дорогостоящий рояль для своих пятерых дочерей, старшая из которых, Вера Лазаревна, закончила Петербургскую консерваторию.
Дочери Лазаря Прохоровича Треухова: Надежда, Софья, Любовь, Вера, Екатерина.
Фотография 1907 года
Есть ещё одно косвенное доказательство. В архиве Нижнесалдинского краеведческого музея им. А.Н.Анциферова хранится рукопись от 10 января 1988 года краеведа Н.Н.Зуева, в которой сказано следующее: «Все ратуют за то, чтобы рояль «Беккер», купленный в 1911 году Треуховым Л.П., был балансно оформлен и помещён в народный краеведческий музей».

Но насколько уникален наш нижнесалдинский рояль фирмы «Я.Беккер»?

Упомянутый выше корреспондент Павел Поликарпович Толстиков, приезжавший в Нижнюю Салду 9 октября 1963 года, в результате своего исследования назвал рояль «реликвией культуры». Уникальность инструмента также подтвердили «солист-скрипач Уральской Государственной филармонии Беляев Владимир Фёдорович и её ректор Гибалин Борис Дмитриевич»[7].

Несколько лет назад музыкальный мир облетела новость: 21 июня 2013 года благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» передал в дар Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского уникальный музыкальный инструмент – рояль фирмы «Я.Беккер» 1908-го года изготовления. Во время презентации рояля [8] ректор консерватории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Александр Сергеевич Соколов отметил особенности данного музыкального инструмента:
1. Стеклянную крышку, пюпитр, выдвижные боковые части над декой.
2. Полированную чугунную раму. Необычайно красивый внутренний декор на контрасте никеля и бронзы.
3. Мелодичность и утончённость звучания.

Александр Сергеевич рассказал, что именно таких роялей фирмы «Я.Беккер» было выпущено четыре: один сейчас находится в Кисловодске, другой теперь у них, в консерватории, а судьба ещё двух других неизвестна.
Презентация рояля фирмы Becker (1908).
Фойе Большого зала консерватории, 21 июня 2013 года
При визуальном сопоставлении фотографий двух музыкальных инструментов, рояля, принадлежащего Московской консерватории и рояля в ДК им. Ленина Нижней Салды, выявляется необычайная их схожесть, практически полная идентичность.

Хотелось бы вновь получить веские доказательства уникальности нашего рояля. Необходима дорогостоящая экспертиза специалистов в области истории музыкальных инструментов.
Рояль фирмы «Я. Беккер» (Московская консерватория) и рояль «Я. Беккер» (Нижняя Салда)
Список использованных источников
1. Голованов В.И. Моя родная Салда. Кн. 2. / В.И.Голованов. – Нижний Тагил. – изд.дом «Медиа-Принт», 2007, – 152 с.
2. Толстиков. П. Редкий инструмент // Уральский следопыт, № 5, 1964 год.
3. Рукопись «История улицы Кузьмина (бывшей Кирпичной улицы) С.Н.Сторожкова». Архив «Нижнесалдинского краеведческого музея им. А.Н.Анциферова», стр. 20.
4. Ипполитова Г.А. Владельцы фортепианной фабрики «Я. Беккер» (1841-1917)//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование, СПБ, 2005, с. 339
5. Ипполитова Г.А. Владельцы фортепианной фабрики «Я. Беккер» (1841-1917)//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование, СПБ, 2005, с. 346
6. Ипполитова Г.А. Владельцы фортепианной фабрики «Я. Беккер» (1841-1917)//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование, СПБ, 2005, с. 347
7. Письмо Заместителю председателя Свердловского Промышленного Областного Исполкома и Председателю Областного Совета краеведения тов. Безуглову В.Т.; Начальнику Свердловского областного управления культуры тов. Зимину А.В. от Председателя Исполкома Нижне-Салдинского Горсовета Маньшина, Председателя Совета народного краеведческого музея Тютина и Завудующего народным краеведческим музеем Анциферова. Архив «Нижнесалдинского краеведческого музея им. А.Н.Анциферова», стр.1
8. https://www.youtube.com/watch?v=D39k7rbnN6U Видео с презентацией уникального рояля фирмы «Я.Беккер», подаренного Московской консерватории им. П.И.Чайковского




От авторов сайта: Сейчас нижнесалдинскому роялю фирмы «Я.Беккер» необходима экспертиза специалистов, реставрация и настройка. Хочется верить, что и в Свердловской области найдутся свои благотворители, свои «Алишеры Бурхановичи», которые, как в случае с роялем в Московской консерватории, подарят «вторую жизнь» этому уникальному музыкальному инструменту.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ