Сборщики Императорского православного палестинского общества занимались круглогодичным сбором средств на нужды Общества, в том числе по так называемым «сборным листам». Прихожанин жертвовал определенную сумму, которая тут же
записывалась в отдельную строку листа за его подписью. Такого рода листы выдавались не только духовенству, но и мирянам. При этом учитывался нравственный облик, добросовестность потенциальных сборщиков, то есть это были люди надежные, за которых тот или иной Отдел ИППО ручался в том, что они не потратят пожертвования. Указанные положения были прописаны в «Руководящих правилах для действий отделов и уполномоченных ИППО»
4.
Следует отметить, что по состоянию на 01.01.1900 г. на территории Российской Империи действовало 8 уполномоченных сборщиков ИППО, из которых 3 были священнослужителями и 5 – мирянами. В их числе находился и Антип Петрович Наручкин, заказавший в Бузулуке колокола для Александровского подворья ИППО.
В статье о городе Бузулуке словаря Брокгауза и Ефрона указано, что Бузулук, насчитывающий в начале 20 века 13289 душ жителей обоего пола, имеет «завод, замечательный выделкой колоколов и пользующийся известностью в других губерниях»
5. Учитывая датировку бузулукских колоколов Александровского подворья 1896 годом, речь в статье словаря Брокгауза и Ефрона идет именно о заводе купчихи Пелагеи Трифоновны Мининой.
К сожалению, в настоящий момент отсутствует информация о том, когда был основан данный завод, сколько лет просуществовал, какой ассортимент продукции производил. Скорее всего, колокольный завод Мининой изначально ориентировался на удовлетворение нужд города и уезда – в 1900-х годах в Бузулуке и Бузулукском уезде насчитывалось более 160 православных церквей и 3 монастыря, причем на колокольнях главных соборов города висели многотонные колокола.
В последующем колокола завода Мининой снискали известность и за пределами уезда, и даже за пределами Самарской губернии, в которую территориально входил Бузулукский уезд. По крайней мере, полтысячи верст, отделяющих Подлесную Талу от Бузулука не явились препятствием для заказа Наручкиным колоколов именно в Бузулуке. При этом действительный член ИППО вряд ли стал заказывать для вкладов в храмы на Святой Земле колокола среднего качества. Но лучшим свидетельством качества бузулукских колоколов являются они сами, ведь на протяжении долгого века колокола Александровского подворья благовестят на Пасху и созывают православных на службу.
Колокола от Бузулука до Иерусалима проделали значительный путь, который можно проследить: по железной дороге до Самары, затем до Москвы, следом до Одессы, из Одессы морем на пароходе до порта Яффы и в последующем на гужевом транспорте до самого Иерусалима.
Следует отметить, что традиции колокололитейного мастерства оказались довольно сильны и завод Мининой не был в Бузулуке единственным. Так, в августе 1909 года Строительным отделением Самарского губернского правления по согласованию с Бузулукской городской думой мещанину г.Бузулука Антону Тазову было выдано разрешение на строительство нового колокололитейного завода близ реки Домашки.
К великому сожалению, о славном колокольном прошлом Бузулука до обнаружения бузулукских колоколов в Иерусалиме напоминал только осколок юбки колокола с надписью «1916 год Бузулукъ» в местном краеведческом музее. Волна разрушения храмов в советское время прошла по городу и территории Бузулукского уезда во всей своей разрушительной силе, не уцелели в этом уничтожающем смерче и творения бузулукских колокольных дел мастеров. С большой долей уверенности следует констатировать, что на территории города, бывшего Бузулукского уезда и Российской Федерации в целом колоколов, отлитых на бузулукских заводах, не сохранилось
Тем более значимым и удивительным является обнаружение еще одного русского, бузулукского следа в такой далекой и теперь такой родной и близкой Палестине.
1 http://www.ippo-jerusalem.info/bells.html
2 Выражение верноподданнических чувств не было редкостью в самых различных слоях российского дореволюционного общества. Так, в одном из храмов Раменского района Московской области автором статьи была обнаружена лампада с надписью о том, что она сооружена прихожанином в память чудесного спасения семьи Александра III во время крушения поезда при станции Борки в 1888 году.
3 Подлесная Тала (Тавла) — село на территории Российской Федерации, центр сельской администрации в Кочкуровском районе Мордовии. Население 754 чел. (2001), в основном мордва-эрзя. Находится на речке Тавле, в 7 км от районного центра и 19 км от железнодорожной станции Воеводское. Название-гидроним, определение характеризует местность. Упоминается в «Саранской таможенной книге» (1692). По актовому документу 1706 г., в Подлесной Тавле было 57 дворов. В 1867 г. в селе был построен Христорождественский храм (не сохранился). В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Подлесная Тавла — деревня казённая из 183 дворов Саранского уезда; имелись 3 мельницы и маслобойня. В 1914 г. в Подлесной Тавле насчитывалось 299 дворов.
4 К.Е. Балдин. Создание Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества ( 1895 г.) // «Российская провинция: история, традиции, современность». – Ковров, 2012.
5 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907 гг.