Александр Трунов, г. Москва

БУЗУЛУКСКИЕ КОЛОКОЛА
НАД ПАЛЕСТИНОЙ

Многих исследователей, историков, этнографов и политиков интересует феномен русского мира. Интересует с разными целями: кого-то с сугубо научными, кого-то, наоборот, с сугубо утилитарными. Интересует как общность, как трансконтинентальное сообщество людей, объединенное причастностью к России, ее судьбе, русскому языку и русской культуре. Но для меня русский мир неотделим от русского следа, ведь во многом русский мир это и есть результат, последствие присутствия в той или иной точке земли носителей русской цивилизации, русского этно-культурного генотипа. И если понятие «русский мир» в той или иной мере определено и формализовано видными учеными и мыслителями, то с «русским следом» дела обстоят насколько иначе. Для меня «русский след» – это комплекс духовных, а также материальных факторов и объектов (предметов), принадлежащих носителям русской цивилизации и остающихся на территории планеты.
Свой след оставляло и оставляет Российское государство в целом в соответствии с проводимой политикой, а также русские солдаты и офицеры, моряки, купцы, проповедники, путешественники, эмигранты всех волн – все те, кто, движимый своей волей или влекомый стечением обстоятельств, оказывался за пределами России.

И где бы ни приходилось бывать за пределами современной государственной границы Российской Федерации – везде меня встречал русский след – в Германии и на острове Корфу, в Черногории и Турции, в Израиле и Италии.

Особенно поразил меня русский след в Израиле - на земле древней Палестины, и в сердце Святой Земли – Иерусалиме. О русской Палестине значительное количество книг, статей, монографий и исследований, этот вопрос отражен также в многочисленных путеводителях для туристов и паломников. Русский след настолько отчетлив и ярок там, что без тени сомнения признается всеми, кто сейчас населяет Израиль. Чего стоят только дивный, построенный в псевдорусском стиле храм Св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду, или самое высокое строение в Иерусалиме – колокольня «Русская свеча» на Елеонской горе, здания подворий Русской духовной миссии и площадь Москвы в самом центре города.

Но, помимо монументальных зданий и названий географических объектов, есть также не такие явные, но от этого не менее значимые следы русского пребывания на этой земле. Практически в каждом греческом или арабском православном храме встречаются иконы русского письма, серебряные оклады икон и церковная утварь русской работы, книги русской печати. В православном храме арабской общины было удивительно видеть икону русского письма, на которой был такой узнаваемый лик Христа с надписями, сделанными арабской вязью. Как пояснил гид, это был заказной дореволюционный образ. Не скрою, глазу очень приятно было замечать какие-то такие знакомые детали столь далеко от России, сердцу было отрадно осознавать тот значительный вклад, который внесли русские люди в строительство и благоукрашение русской Палестины.

Каково же было удивление, когда через несколько лет после посещения Израиля я узнал, что свой след в Иерусалиме оставили и уроженцы Бузулука – города в Оренбургской области и моей малой родины.

В рамках работы, проводимой сотрудниками Израильского департамента древностей, ведущим археологом в Иерусалиме А.Б. Нагорской было составлено описание колоколов колокольни Александровского подворья Императорского православного Палестинского общества, среди которых обнаружены колокола, отлитые в Бузулуке в конце 19 века.

На протяжении 120 лет над Иерусалимом раздается звон колоколов, созданных в степном краю на расстоянии более 5000 километров Палестины!
Описание колоколов:

Средний колокол: высота 77см, диаметр по низу раструба 98 см. По главе колокола декоративная полоса шириной в 10 см. Сложный геометрический рисунок, стилизованный под русскую старину, состоит из ряда кокошников, заполненных растительным орнаментом и крестами, заключенными в круги. Между ними расположились растения, стилизованные под канделябры. Ниже, ограниченная и сверху и снизу сантиметровой ширины валиками, расположилась надпись, частично отлитая вместе с колоколом, частично гравированная: «Заутра услыши гласъ мой царю мой и боже мой». Надпись заканчивается крестом, отлитым в высоту надписи 4.5 см. Перед крестом выгравированы буквы «св», после креста – буквы «iер».

В центре колокола широкая декоративная полоса 18 см, включающая в себя 3 иконы. На иконах – Спаситель, св. Николай Угодник и Богородица с младенцем. Иконы заключены в рамки сложного геометрического рисунка и выступают сверху и снизу за пределы декоративной полосы. Между иконами декорация из двух кругов по краям и цветка, перемежающаяся двумя цветами, расположенными с двух сторон от центрального круга. Круги и рамка цветков переплетаются, создавая общий рисунок. В кругах кресты, заполненные выступающими ромбами. В нижней части декоративной полосы под разделительным валиком полоса из пяти лепестковых цветов, перемежающихся с виньетками.
Сразу перед началом раструба выгравирована на колоколе посвятительная надпись: «въ память коронованiя государя императора Николая II го стараниями члена сотрудн. импер. правосл. полестин. общ. Антипа Наручкина». Надпись начинается и заканчивается крестом, похожим на литой крест верхней надписи. По низу туловища колокола, перед началом раструба, разместилась добавочная декоративная полоса, шириной в 5 см. Ее рисунок идентичен и зеркален нижней части центральной декоративной полосы.

По раструбу колокола отлита третья надпись: «заводъ бузулукской купчихи Пелагеи Трифоновны Мининой в городъ Бузулук 1896 года весу 28 пуд. 37 фун. ( 463 кг)». Цифры 6, 28 и 37 выполнены гравировкой. Надпись подчеркнута снизу одним валиком1.
На этой же колокольне расположен и большой колокол высотой 93 см., диаметром по низу раструба 110 см. и весом 38 пудов 37 фунтов ( 609 кг.) Этот колокол «сооружен стараниями члена императ. палестин. общ. Антипа Наручкина в память царя миротворца императора Александра III в бозъ почившаго 20 октября 1894 года» на заводе той же Мининой в 1896 году.

Эти колокола и надписи на них подтверждают существования благочестивой традиции православных людей, когда в ознаменование каких-либо важных событий в жизни человека, его семьи или государства в целом делался существенный вклад в храм, чаще всего на его благоукрашение. И если колокол в память об Александре III является своего рода «поминальной запиской» об упокоении души Императора, то колокол в память коронования Николая II был заказан из верноподданнических чувств2.

В Списке должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества
на 1 января 1900 г. означен Антип Петрович Наручкин, сборщик ИППО в Подлесной Тале Пензенской губернии3. А.П. Наручкин – действительный член ИППО, день избрания –
12 ноября 1891 г.
Сборщики Императорского православного палестинского общества занимались круглогодичным сбором средств на нужды Общества, в том числе по так называемым «сборным листам». Прихожанин жертвовал определенную сумму, которая тут же
записывалась в отдельную строку листа за его подписью. Такого рода листы выдавались не только духовенству, но и мирянам. При этом учитывался нравственный облик, добросовестность потенциальных сборщиков, то есть это были люди надежные, за которых тот или иной Отдел ИППО ручался в том, что они не потратят пожертвования. Указанные положения были прописаны в «Руководящих правилах для действий отделов и уполномоченных ИППО»4.

Следует отметить, что по состоянию на 01.01.1900 г. на территории Российской Империи действовало 8 уполномоченных сборщиков ИППО, из которых 3 были священнослужителями и 5 – мирянами. В их числе находился и Антип Петрович Наручкин, заказавший в Бузулуке колокола для Александровского подворья ИППО.

В статье о городе Бузулуке словаря Брокгауза и Ефрона указано, что Бузулук, насчитывающий в начале 20 века 13289 душ жителей обоего пола, имеет «завод, замечательный выделкой колоколов и пользующийся известностью в других губерниях»5. Учитывая датировку бузулукских колоколов Александровского подворья 1896 годом, речь в статье словаря Брокгауза и Ефрона идет именно о заводе купчихи Пелагеи Трифоновны Мининой.

К сожалению, в настоящий момент отсутствует информация о том, когда был основан данный завод, сколько лет просуществовал, какой ассортимент продукции производил. Скорее всего, колокольный завод Мининой изначально ориентировался на удовлетворение нужд города и уезда – в 1900-х годах в Бузулуке и Бузулукском уезде насчитывалось более 160 православных церквей и 3 монастыря, причем на колокольнях главных соборов города висели многотонные колокола.

В последующем колокола завода Мининой снискали известность и за пределами уезда, и даже за пределами Самарской губернии, в которую территориально входил Бузулукский уезд. По крайней мере, полтысячи верст, отделяющих Подлесную Талу от Бузулука не явились препятствием для заказа Наручкиным колоколов именно в Бузулуке. При этом действительный член ИППО вряд ли стал заказывать для вкладов в храмы на Святой Земле колокола среднего качества. Но лучшим свидетельством качества бузулукских колоколов являются они сами, ведь на протяжении долгого века колокола Александровского подворья благовестят на Пасху и созывают православных на службу.

Колокола от Бузулука до Иерусалима проделали значительный путь, который можно проследить: по железной дороге до Самары, затем до Москвы, следом до Одессы, из Одессы морем на пароходе до порта Яффы и в последующем на гужевом транспорте до самого Иерусалима.

Следует отметить, что традиции колокололитейного мастерства оказались довольно сильны и завод Мининой не был в Бузулуке единственным. Так, в августе 1909 года Строительным отделением Самарского губернского правления по согласованию с Бузулукской городской думой мещанину г.Бузулука Антону Тазову было выдано разрешение на строительство нового колокололитейного завода близ реки Домашки.

К великому сожалению, о славном колокольном прошлом Бузулука до обнаружения бузулукских колоколов в Иерусалиме напоминал только осколок юбки колокола с надписью «1916 год Бузулукъ» в местном краеведческом музее. Волна разрушения храмов в советское время прошла по городу и территории Бузулукского уезда во всей своей разрушительной силе, не уцелели в этом уничтожающем смерче и творения бузулукских колокольных дел мастеров. С большой долей уверенности следует констатировать, что на территории города, бывшего Бузулукского уезда и Российской Федерации в целом колоколов, отлитых на бузулукских заводах, не сохранилось

Тем более значимым и удивительным является обнаружение еще одного русского, бузулукского следа в такой далекой и теперь такой родной и близкой Палестине.


1 http://www.ippo-jerusalem.info/bells.html
2 Выражение верноподданнических чувств не было редкостью в самых различных слоях российского дореволюционного общества. Так, в одном из храмов Раменского района Московской области автором статьи была обнаружена лампада с надписью о том, что она сооружена прихожанином в память чудесного спасения семьи Александра III во время крушения поезда при станции Борки в 1888 году.
3 Подлесная Тала (Тавла) — село на территории Российской Федерации, центр сельской администрации в Кочкуровском районе Мордовии. Население 754 чел. (2001), в основном мордва-эрзя. Находится на речке Тавле, в 7 км от районного центра и 19 км от железнодорожной станции Воеводское. Название-гидроним, определение характеризует местность. Упоминается в «Саранской таможенной книге» (1692). По актовому документу 1706 г., в Подлесной Тавле было 57 дворов. В 1867 г. в селе был построен Христорождественский храм (не сохранился). В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Подлесная Тавла — деревня казённая из 183 дворов Саранского уезда; имелись 3 мельницы и маслобойня. В 1914 г. в Подлесной Тавле насчитывалось 299 дворов.
4 К.Е. Балдин. Создание Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества ( 1895 г.) // «Российская провинция: история, традиции, современность». – Ковров, 2012.
5 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907 гг.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ