Утром второго дня мы зашли в один из шестидесяти «детских домов» Самары. Французскому журналисту Эрколю надо было сфотографировать голодных сирот, детей, сознательно оставленных родителями на улицах. Все ребятишки выглядели так, как будто они только что поступили в этот детприёмник. Мы вышли в сад, – обычный дворик с несколькими деревьями. Там было полно детей: кто-то лежал на солнце у забора, кто-то сидел в группах – не по-детски молчаливые ребята. Все были в лохмотьях, полуголые, некоторые из ребят были одеты лишь в одну рубашку. Все они чесались. Между ними ходили мужчина и женщина, они тихо разговаривали с ребятами, относили больных в дом, выносили кого-то из здания на свежий воздух. Как только Эрколь начал вращать ручку своей камеры, некоторые из детей обратили на нас внимание. Они поднялись на ноги, кто с испугом, кто с интересом, при этом многие из них тут же упали и, будучи слишком слабыми, встать не смогли, – так и остались сидеть на том же месте. Эрколь запечатлел их такими, какими они были. Затем он выбрал четырёх маленьких мальчиков и заснял их по отдельности. Желая как-то поблагодарить их, он дал им немного шоколада, но женщина, ухаживающая за детьми, успела его остановить. «Вы не должны этого делать», – сказала она; «Они слишком голодны». Но было поздно. Все те, у кого остались хоть какие-то силёнки, уже громоздились друг на друга, тихо и слабо попискивая: уподобившись маленьким зверькам, они сражались за кусочки шоколада.
За те два дня, что мы пробыли в Самаре, мы увидели десятки таких сцен. Самара – только одно из сотен подобных мест. Люди пытаются спасти детей. У них нет средств, которые есть у других стран, и нам надо дать то, что мы должны дать. Но, к стыду человечества, есть в Западной Европе такие люди, которые настаивают на том, что делать этого не надо. Тут, за товарной станцией, разбит огромный лагерь из белых палаток, это военный лагерь красноармейцев, переданный армией в распоряжение беженцев. Беженцев больше, чем мест в палатках, они натянули ещё какие-то тенты, соорудили шалаши из всего, что было под рукой – из тряпок, веток деревьев, кусков старого железа, найденного около подъездных путей. На пустырях, позади кладбища, куда каждый день возят новые трупы («Сегодня утром привезли тридцать пять», – сказал нам человек, живущий в кладбищенской сторожке), и вдоль железнодорожных путей почти на километр тянутся небольшие бивуаки: там люди поджаривают кусочки тыквенных корок, конский навоз, кое-где – огрызки хлеба и листья капусты. Во всей этой огромной толпе каждый был жертвой голода, и если бы их мучал только голод, то это было бы не так страшно. Мы увидели, как от палатки к палатке ходил небритый молодой человек в фуражке некогда белого цвета, теперь она была почти чёрная. На нём была только синяя рубашка и штаны, никакого пальто. Механик, который нёс штатив нашей камеры, рассказал мне, кто это такой. «Это немец, бывший военнопленный, ставший теперь коммунистом», и, как выразился наш помощник, несмотря на это, «он – человек Божий». Человек в фуражке находился в этом лагере с самого его первого дня. Он никогда его не покидает. «Я думаю, что он вообще никогда спит» – продолжал наш механик. «Он достаёт для этих страдальцев всё, что ему только удаётся получить. Он переболел всеми болезнями, и выжил. Именно благодаря этому человеку здесь такой порядок, нет столпотворения. Тысячи людей обязаны ему своей жизнью. Эх, если бы сюда ещё несколько таких, как он».
Только я хотел поговорить с этим немцем, стал пробирался к нему сквозь толпу, как тощий мальчонка потянул его за рукав, показывая на палатку позади него. Молодой человек пошёл вслед за малым, и скрылся в палатке. Когда же я проходил мимо этих тентов, даже не заходя в них, я внезапно ощутил запах испражнений. Приступ тошноты чуть не вывернул мой желудок, – ощущение такое, как будто я принял рвотное средство.