Сергей Никитин,
https://friends-and-comrades.blogspot.com/

«ПОЧЕМУ ВЫ КОРМИТЕ
ГОЛОДАЮЩИХ В РОССИИ?»

Среди документов в квакерском архиве AFSC я нашёл одну любопытную бумагу, с которой я тогда снял копию. Это был английский перевод письма, адресованного квакерам, и изначально написанного, очевидно, по-русски. Вот мой обратный перевод этого короткого письма1:
В общество Друзей
Я давно уже хотел узнать, что такое Общество Друзей, которое называет себя квакерами. Единственное, что я знал, это то, что я прочитал о квакерах в «Хижине дяди Тома». Но мне было мало этого. Я слышал много чего по поводу того, почему вы кормите голодающих в России. Некоторые люди думают, что вы за это получите вознаграждение, что за помощь голодающим вам дадут часть российского золота, или же России придется отдать Америке Камчатку. Другие так не думали, и уверяли, что нам помогают только рабочие, – такие же люди, как мы сами. Однако я лично не верил ни в одно из этих объяснений, поскольку я вижу, что все люди, не исключая и наших политиков, являются пристрастными и / или несправедливыми, они стремятся только сохранить свою власть и положение.
Я давно хотел узнать правду о вас, но я не знал, у кого спросить, и не осмеливался обратиться к вам напрямую, думая, что у вас нет свободного времени на такие мелочи. Но сегодня я узнал, что вы охотно отвечаете на все вопросы, касающиеся вашего Общества, и поэтому я прошу вас, если это возможно, ответить мне на мои вопросы. Если у вас есть какие-то брошюры, пришлите их мне, если нет, пожалуйста, кратко расскажите о ваших целях, устремлениях, способах и способах распространения вашей веры, расскажите о вашем отношении к политике и о ваших общих идеях о мире, о Христе, о Боге и т. д. Буду очень благодарен за ваше письмо.
Сергей Келеп
12 мая 1923 года
Машинист водокачки
Станция Ново-Сергиевка
Ташкентской ЖД


Сказать по правде, я – не найдя русскоязычного оригинала – подумал, что это, быть может, такой пиаровский ход американских квакеров: ответить на письмо, которого, возможно, и не было. Ответ Келепу был на английском, я скопировал и его, а потом перевёл2:

Дорогой российский друг
Квакеры попросили меня ответить на ваше письмо от 12 мая, в котором вы спрашиваете об их целях и устремлениях, основополагающих убеждениях и причинах нашей работы в России.
Прежде всего, Общество друзей, или квакеры, – это религиозное общество, одно из многих протестантских сект, основанных в Англии и Америке. Со времени своего появления в Англии в середине XVII века, Общество Друзей последовательно выступало против войны, независимо от того, что явилось побудительной причиной войны, считая, что никто, кто пытается следовать учению Иисуса, не может убить другого человека. Вот почему во время последней великой войны квакеры в Англии и Америке встали на сторону мира. Многие молодые люди, призванные в армию, отказались идти на военную службу, полагая, что внутренний закон их совести выше власти государства. Конечно, многие из них подверглись тюремному заключению и пыткам по этой причине.
Общество Друзей, однако, понимает, что оно не должно демонстрировать только негативный подход, заниматься лишь критикой. Оно должно на практике выражать свою веру в братство народов, проводя созидательную работу, противостоять разрушениям войны. Поэтому Общество отправило свою миссию во Францию, для оказания помощи гражданскому населению, покинувшему свои родные места в зоне военных действий. После перемирия квакеры помогли в восстановлении и устройства крестьянских хозяйств в опустошенных войной районах, после чего Общество Друзей направило миссии ещё и в Австрию, Польшу и Германию, чтобы помочь пострадавшим людям и в этих странах. Всё это делалось в указанных странах потому, что у квакеров нет врагов, и нет для них вражеских стран.
А потом настал ужасный голод в России, о чём вы и сами знаете. Квакеры прибыли сюда потому, что тут умирали люди. Гражданство, вероисповедание и политические убеждения людей не имели никакого значения для них.
Итак, вы понимаете, что квакеры просто пытаются реализовать на практике образ жизни, которому учил Иисус. Их форма богослужения очень проста, и места для богослужения не имеют никаких украшений. Они утверждают, что у них нет вероучения, поскольку кредо только накладывает путы. Но суть их веры может быть выражена так: в каждом человеке есть внутренний свет, который освещает его путь через всю его жизнь. Человек находит Бога в своем сердце, и не должен зависеть от посредничества в виде церемоний, ритуалов или присутствия священника.
Эта вера во внутренний свет вызывает самую широкую симпатию и терпимость со стороны людей, придерживающихся иной веры, поскольку все церемонии и вероисповедания являются лишь проекциями во внешний мир более важного мира, который есть внутри каждого человека. Общество Друзей, как организация, не интересуется политикой, хотя у её членов, конечно, есть свои индивидуальные политические убеждения. Оно также стремится поддерживать международный аспект во всех сферах своей деятельности.
Квакеры не получают денег или каких-то поблажек от российского правительства, и они не получают зарплаты за свою работу. Вся еда, одежда и медицинская помощь, предоставляемые российскому народу, являются бесплатным подарком от людей Америки и распределяется это всё квакерами.
Квакеры не стремятся к увеличению членства. Они заинтересованы в создании нового духа в мире, а не в создании организации.
Надеюсь, это краткое пояснение ответило на ваши вопросы. Мы ценим интерес, который вы проявляете в отношении нашей работы.
Очень искренне ваш
Эдвин Вейл (Edwin Vail)


По следам ответа Вейла исполнительный секретарь AFSC Вилбур Томас (Wilbur Thomas) писал: «Как вы видите, люди интересуются мотивами, которые привели нас сюда и тем, что лежит в основе этого. Надеюсь, мы сможем отвечать на эти письма удовлетворяя любопытство, не давая повода счесть наш ответ пропагандой. Я неоднократно получал благодарность из многих мест за то, что мы сделали».

В филадельфийском архиве больше не было никаких документов, рассказывающих о продолжении истории общения Сергея Келепа и американских квакеров. Однако несложный поиск принёс вот какой результат: Сергей Семёнович Келеп, из полтавских казаков, и в самом деле жил в Новосергиевке и работал там машинистом водокачки на железнодорожной станции. Имел свой дом, хорошо оборудованную слесарную мастерскую, воспитывал семерых детей. Сергей Келеп был глубоко верующим человеком, за что и поплатился. Думаю, что переписка с американскими квакерами усугубила его случай.
Новосергиевка, церковь Преподобного Сергия Радонежского
Сергей Семенович Келеп с семьей
Сергей Келеп вот такие записи делал в своём дневнике3 (недаром он к квакерам тянулся): «Итак, тов. Ленин, ты глубоко ошибся со своей советской властью: несмотря на твое искреннее желание дать благо народу, дать ты его не смог... Для того, чтобы люди были довольны и сыты, недостаточно одной прибавки жалованья и дележа чужого имущества. Необходимо научить людей любить, и они не будут убивать один другого. Научишь любить – они сами отдадут свое состояние неимущим. Но этот самый главный закон человечества и пропущен большевиками, и по поводу этого не было издано ни одного декрета».

Такое не проходит бесследно в Советской России.

28 января 1930 года он был арестован, и тройкой при ПП ОГПУ СССР по Средне-Волжскому краю 27 апреля 1930 года он был осуждён по обвинению за «участие в новосергиевской контрреволюционной организации, занимавшейся подготовкой антисоветского вооруженного восстания». Приговор – высшая мера наказания – расстрел, с заменой на 10 лет ИТЛ. Оренбургский «Мемориал» сообщает, что по этому делу (Д.18494) было арестовано 259 священнослужителей и мирян. Из них 50 человек были расстреляны, остальные приговорены к различным срокам тюрьмы и концлагерей.

Из показаний Сергея Семёновича Келепа4: «Считаю, что сплошная коллективизация и большевистская власть стремятся задушить религию путем антирелигиозной пропаганды».

Из донесения в ОГПУ: «Члены новосергиевской контрреволюционной организации считали, что недостаточно поститься, а еще нужно делать и добрые дела, ибо невозможно равнодушно смотреть, как народ стонет. В переводе на политический язык это означает, что надо готовиться для восстания против советского государства».

Вернувшегося после 10 лет лагерей домой Келепа снова арестовывают 2 августа 1937 года. Теперь тройка при УНКВД СССР по Оренбургской области приговаривает его к расстрелу за антисоветскую агитацию и вредительство. Первого сентября 1937 года Сергея Семёновича Келепа расстреляли. Его реабилитировали в 1989.

Эдвин Вейл, ответивший Сергею Келепу в далёком 1923 году, в то же время писал домой, что при всех тех ужасах голода, которым они были свидетелями, американские квакеры всё-таки осознают, что «мы-то сможем покинуть эту жуткую страну и вернуться в свои удобные дома, к своим друзьям». Он добавлял5: «это, как если бы ты в театре сидел в уютном кресле, с коробкой шоколадных конфет в руках, смотрел бы жуткую трагедию, разворачивающуюся на сцене, но не забывал ни на минуту, что на улице тебя поджидает лимузин, готовый мигом доставить тебя домой в любую минуту».

Сергея Келепа поджидал воронок.

Жуткий контраст.
1 Архив Американского комитета квакерского служения, Филадельфия, США
2 Архив Американского комитета квакерского служения, Филадельфия, США
3 https://bit.ly/2Tkdl7b
4 Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.3./ Сост. прот.Н.Стремский. Оренбург, 2000. С.124-127.
5 «The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921" Bertrand M. Patenaude, page 221
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ