Однажды она приехала с другим англичанином – корреспондентом какой-то газеты мистером Уильдер (я почему-то запомнил их фамилии).
Утром раздался звон в церкви. Он, со словарем в руках, обращается ко мне: «Я с ви», и показывает на словаре «богослужение». Я понял, что он просит, чтобы я его проводил в церковь. Я с удовольствием пошел. Заходим в церковь, и первое, что мы увидели – по левую сторону от входа на скамьях и на полу пятнадцать покойников без гробов. Я пытался объяснить ему, почему их так много, а в это время подъехал Костяй Пеньков, стал грузить в сани и увез их за село. Представляю теперь, какое впечатление произвело на него всё это, и какую статью написал он в свою газету.
Мне было тогда около 13 лет, я был любопытен, как и все мальчишки, и решил сходить и посмотреть лично куда это увозят покойников. Оказалось, что амбар (пространство между закромами) заполнен, и стало невозможно закрывать дверь. Поэтому трупы стали складывать в ригу на одном из соседних гумён. Я пошел туда, и вдруг вижу: бежит собака, неизвестно каким образом выжившая, и тащит в зубах человеческую руку!
Подхожу к риге. Плетневые ворота приоткрыты. Заглянул внутрь, там куча трупов, часть из них обезображена одичавшими собаками. До сих пор в глазах стоит эта картина. А вот как собака могла отделить руку? Вероятно кто-то, когда брал труп для еды, обрубил руки как малосъедобные и бросил.
Вспоминаю, однажды ясным лунным зимним вечером я подошел к окну и вижу: из проулка против нашего дома выходит человек с санками. Я позвал отца, стали смотреть вместе и разглядели – он везет труп. Я помню, отец сказал: «Быть может, он этим спасет свою жизнь».
А в начале лета 1922 года мы с матерью пошли пропалывать бахчи в сторону Кулешовки. Почему-то пошли не улицей, а задворами по берегу речки.
Вдруг я вижу, на берегу лежит какой-то шар. У меня в руках была железная тросточка. Я этой тросточкой ковырнул этот шар и увидел оскал черепа. Это кто-то зимой разделывал труп, голову потом выкинул в речку.
Отец потом говорил, что несколько человек каялись на исповеди в трупоедении (у меня не хватает духа назвать это людоедством). Но тайна исповеди нерушима.
Был ещё и такой печальный случай. В апреле 1922 года, когда в результате помощи смертность уже почти прекратилась, привезли в бочках крепко засоленные стручки зеленой фасоли без зерен. Перед употреблением в пищу их, очевидно, нужно основательно вымачивать.
То ли не разъяснили людям, то ли голодным было невтерпеж дожидаться, пока вымокнут, сразу же на эти стручки набросились. А голодный человек чувства сытости не знает. А выдали их сравнительно помногу. И что же – массовое отравление. Несколько дней после этого умирало по несколько человек в сутки (10-12). По сути это было уголовное дело, но тогда всё сошло, никто этого дела не возбудил, никто не понес ответственности, и вообще что это был за продукт, мне до сих пор не ясно. Вероятно, его нужно было применять вместо квашеной капусты. А ведь привезли откуда-то из-за границы. В России фасоль никогда популярной не была.
Как наша семья пережила голод? В Зуевке мы жили втроем – родители и я. Старшие, сестры и двое братьев, жили в Самаре. К началу декабря положение и у нас было критическое. Оставалось всего 10 фунтов муки (4 килограмма). Режим питания был максимально ограничен. У матери начались голодные отеки.
Большим подспорьем явилась старая коровья шкура. Она, в ожидании выделки, провалялась под крышей амбара четыре-пять лет. И оказалось, что из неё после соответствующей обработки получится «великолепный» холодец. Я помню, мама угостила им англичанку, и она его очень похвалила, может быть, из вежливости. Но и этот холодец мать давала понемногу – растягивала, чтобы на дольше хватило.
Сестра училась в сельскохозяйственном институте и под видом экскурсии группа студентов поехала за хлебом в Среднюю Азию, им была выделена теплушка – товарный вагон. Сестра взяла с собой кое-какие ценные вещи и там, в Самарканде, наменяла на них муки и кое-каких других продуктов. Часть отдала в Зуевку, остальные в Самару. Это нас и спасло. Но всё же зиму и весну мы жили на голодном пайке.
Весной 1922 года, когда подтаяла земля, собрали мужчин и захоронили умерших в двух братских могилах.
На кладбище в дореволюционное время был большой погреб, который набивали льдом на случай, что если произойдет какое-нибудь убийство, то труп несколько дней на время следствия можно сохранить на льду. Рядом с этим погребом была яма от старого такого же погреба. Так вот эти два погреба углубили и в них захоронили умерших. Через несколько лет, в конце двадцатых годов, от этих братских могил не осталось и следа.
Мне кажется, что неплохо бы найти эти могилы и поставить там памятники жертвам голода 1921 года. Ведь можно установить и точное количество погибших от голода и даже их имена. Ведь в метрической книге об умерших за 1921- 22 годах они все записаны, и эта книга хранится где-то, вероятно, в облархиве. Честное слово, не грех бы этим заняться.
Примерное местонахождение братских могил: в 20-30 метрах от входа на кладбище, со стороны Пенькова проулка, в 4-5 метрах от края кладбища. Когда-то кругом кладбища была большая канава. Надеюсь, следы ее сохранились».