НАЧАЛО
24 января 1908 года начальнику Самаро-Златоустовской железной дороги, инженеру А. Г. Каянус, было подано прошение следующего содержания:
«Вследствие сильного вздорожания квартир и вообще жизненных продуктов, между служащими службы сборов и другими службами управления дороги возникла мысль, по примеру Южных дорог, купить на артельных началах землю для постройки домов и образования поселка или колонии, как это устроено около Харькова.
На основании вышеизложенного, мы имеем честь обратиться к вашему превосходительству с покорнейшею просьбой: разрешить путем подписного листа, пущенного по службам и отделам, выяснить лиц, желающих участвовать в покупке земли и, по выяснении сего, собраться для обсуждения взаимных условий, а равно и вопросов, относящихся к покупке земли».
Под прошением имеются подписи: С. Полежаев, А. Кузнецов, А. Татаринов, Ар. Карелин, К. Парашин, А. Набоков, А.Д. Биткин, П.Е. Кузнецов, П.Д. Биткин 2-й, Г.В. Епанешников, Ив. Лавренко, И. В. Столяров, Н. Ростов, А. Емельянов и А. Розов.
Нужно заметить, что этому прошению предшествовало несколько совещаний, начавшихся с осени 1907 года среди служащих службы сборов под руководством покойного Дмитрия Андреевича Ванчакова, бывшего в то время начальником службы сборов.
Август Германович Каянус, несмотря на существующие правила, воспрещающие железнодорожным служащим всякие собрания и подписки, разрешил – благодаря просьбе Д.А. Ванчакова – произвести по службам и отделам подписку, давшую в течении двух дней более четырехсот подписей.
Первое собрание железнодорожников, разрешенное начальником дороги – с одной стороны, и полицеймейстером – с другой, состоялось 16 марта 1908 г., в помещении Общества приказчиков под председательством А.Д. Биткина.
К сожалению, протокол этого собрания, имеющий историческое значение для нашего поселка, не сохранился. Но не изгладилось еще впечатление от этого собрания, на котором, между прочим, были оглашены приветственные отзывы печати о возникновении поселка «Южный» под Харьковом. На этом собрании единогласно было решено осмотреть земли вокруг Самары и выяснить условия продажи их.
В скором времени, а именно – в начале апреля, состоялось второе собрание, на которое явились и делегаты от учреждений, не принадлежащих к железнодорожному ведомству, но служащие коих пользуются бесплатным проездом по жел. дорогам, как напр.: от железнодорожного контроля, жандармской ж.д. полиции и восточного порайонного комитета.
На этом собрании решено было выписать устав поселка «Южный» и для рассмотрения его избрать комиссию. В эту комиссию было назначено по два лица от каждой службы или отдела, по заявлению последних. Делегаты от восточного порайонного комитета, бывшие на этом собрании, просили включить в состав комиссии представителями от порайонного комитета г.г. Резвова и Зубчанинова.
После этого в скором времени состоялось заседание этой комиссии, председателем коей был избран Е.А. Зубчанинов. Комиссией был принят почти целиком устав поселка «Южный», который был отпечатан вместе с докладом г. Зубчанинова и пущен в продажу по 10 коп. за экземпляр.
ИКСЫ И ИГРЕКИ
Для рассмотрения проекта устава, на котором остановился я в предыдущей статье, и для заслушания доклада комиссии по изысканию земли, подходящей для Поселка, было назначено общее собрание 2 июня 1908 года в летнем помещении Канцелярского клуба.
На афишах, оповещающих об этом собрании, не было указано, что общество учреждается железнодорожниками.
Поэтому, несмотря на сильную жару, на собрание явилось более двухсот человек из служащих разных самарских учреждений.
Появление на собрании значительного числа лиц, не служащих на железной дороге, вызвало недоумение со стороны железнодорожников, полагавших, что общество должно состоять исключительно из них как из инициаторов этого дела; и, кроме того, чисто железнодорожное общество должно было рассчитывать на некоторые льготы и материальную помощь от железной дороги.
Как только началось собрание, открытое при возбужденном настроении собравшихся г. Зубчаниновым, предложившим избрать председателя, сразу обнаружились два крайних течения. Часть собравшихся кричала «просим Вас», часть предлагала в председатели А.Д. Биткина.
Пришлось прибегнуть к закрытой баллотировке записками, большинство которых было подано за г. Зубчанинова.
После этого железнодорожники, усмотрев в этом свое поражение, заявили протест на присутствие в собрании нежелезнодорожников, как не состоящих учредителями общества, требуя удаления их из зала заседания.
Начались препирательства между не- и железнодорожниками, порою доходившие до перебранки.
– Значит... вы, железнодорожники, иксы, а мы игреки!
– Организуйте свое общество, никто не мешает и вам сделаться иксами.
Распря была прекращена баллотировкой, заставившей нежелезнодорожников ретироваться. Но игрекам было оказано снисхождение тем, что им разрешили остаться на хорах, однако, без права голоса.
Комиссией по изысканию земли, удобной для Поселка, было доложено, что земля князя Щербатова близь станции Липяги, на которую первоначально было обращено внимание, признана неудобной для Поселка как по цене, так и по невозможности сообщения по грунтовым дорогам в половодье.
Затем внимание комиссии было остановлено на земле Б.Е. Эдельсона, от которого получены были два письма.
В первом своем письме, присланном 9 марта 1908 года на имя А. Д. Биткина, г. Эдельсон писал, что он согласен продать товариществу железнодорожных служащих до 220 десятин пахотной земли казенной меры, по цене 300 руб. за десятину.
Письмо это заканчивается следующим постскриптумом: «Сим заявляю, что я действительно говорил уполномоченным т-ва железнодорожных служащих о том, что небольшой участок земли за железной дорогой, около 100 десятин, я согласен продать по 200 р. за десятину».
Во втором письме к г. Зубчанинову, от 6 мая 1908 года уже сообщалось: «...при покупке у меня т-вом железнодорожников всего участка земли (за исключением усадьбы и прилегающей к ней земли около 100 десятин) цена за каждую десятину назначается 175 руб.».
Так как комиссия по изысканию земли, образованная из представителей всех служб и отделов железнодорожного управления, этим закончила свою миссию, то предложено было собранию произвести из своей среды выборы особой комиссии, на которую возложить дальнейшее ведение дела уже по устройству самого Поселка и окончательную переработку устава.
На это последовали возражения, что лучше сначала рассмотреть устав, а потом уже выбирать комиссию.
– Общество без устава, что человек без паспорта...
Таким образом, собрание, оставив в силе прежнюю комиссию из представителей служб и отделов, приступило к рассмотрению устава по параграфам.
ПЕРЕХОДНОЕ ЗВЕНО
Итак, к рассмотрению проекта устава Общим Собранием было приступлено 2 июня 1908 года.
Внимание Собрания, стремившегося к тому, чтобы как можно поскорее покончить с уставом, останавливалось лишь на некоторых параграфах, имевших более существенное значение. Все остальные второстепенные параграфы, мелькавшие перед Собранием, принимались без всяких прений.
При разборе параграфа первого, трактующего об учредителях, вновь возник вопрос об изменении редакции этого параграфа в том смысле, что учредителями общества должны состоять исключительно железнодорожные служащие.
Но председатель Собрания (г. Зубчанинов) предупредил, что если общество организуется только из железнодорожников, то может выйти неловкое положение. За эдельсоновскую землю, которая намечена для Поселка, и в которой заключается около 1500 десятин, пришлось бы заплатить 262000 рублей. Этих денег железнодорожники не будут в состоянии собрать, если их будет только то число, которое дотоле записалось, т.е. около 700 человек, тогда как на заключающихся в общем количестве земли 500 десятинах, удобных под Поселок, можно поселить около 1700 жителей.
После выражения Собранием пожелания, чтобы в уставе был проведен принцип кооперации, параграф первый был дополнен следующей редакцией: «... в состав учредителей могут входить все лица без различия... Исключительно же железнодорожники, если земли будет мало».
— И овцы целы, и волки сыты, – послышался голос с хор.
Одним из участников Собрания было обращено внимание на то, что в проекте устава как в заголовке, так и во всех соответствующих параграфах его напечатано жирным шрифтом название Поселка – «Новый», между тем вопрос этот на обсуждение собрания не ставился.
На предложение некоторых членов сначала утвердить название, председатель Собрания просил обсуждение названия Поселка отложить до конца заседания.
Но вопрос этот так и остался не поставленным на обсуждение Собрания, и впоследствии от названия Поселка «Новый» остались лишь одни кавычки, сохранившиеся до сих пор и в ныне действующем уставе.
Параграф девятый проекта, предусматривавший звание почетных членов, был целиком исключен на том соображении, что раз принят принцип кооперации, то все члены должны быть равноправны, и никаких почетных членов не должно быть.
Но особенное внимание было оказано так названному «пьяному» параграфу, 15. Дело в том, что ныне существующая редакция § 15 в проекте была дополнена: «... а за появление на улице или в общественном месте в нетрезвом виде виновный подвергается штрафу в пользу общества в размере 5 рублей».
Долго думали над решением вопроса о принятии целиком этого параграфа, – и идея хорошая, и рискованно, – и, наконец, решили последнюю часть исключить.
Несмотря на старание поскорее свалить с плеч устав, участники собрания, истомленные, решили отложить рассмотрение устава до следующего воскресенья, 8-го дня 1908 года, успев утвердить на этот раз 18 параграфов.
На следующем, менее многолюдном собрании, состоявшемся в том же летнем помещении канцелярского клуба, рассмотрение устава, наконец, было окончено и все участники собрания вздохнули свободно.
Представление этого устава на утверждение подлежащих властей собранием было поручено г.г. Зубчанинову, Полежаеву, Резвову, Быкову и Поплавскому.
Первоначально проект устава был представлен 11 июня 1908 года начальнику Самаро-Златоустовской железной дороги применительно к циркуляру управления железных дорог, предписывающему оказывать служащим всякое содействие в деле обзаведения собственными квартирами.
Но начальник дороги, инженер А. Г. Каянус, на дело посмотрел уже иначе. Он возвратил все дело обратно, написав следующую резолюцию:
«По циркуляру управления жел. дорог от 2 ноября 1907 г. за № 27853/136 представляется возможным прийти на помощь служащим и рабочим (жел. дор.) в деле обзаведения собственным жильем. Между тем проектируемое общество предполагает распространить свою деятельность вне круга сказанного личного состава ж. д., выходя таким образом из указанных Мин-ом П. С. рамок; поэтому я лишен возможности представить этот проект на утверждение М-ва П. С. и нахожу, что он должен быть направлен учреждениями общества через губернатора на утверждение М.В.Д.».
«По существу возражений не имею. 17 июня. Каянус».
После этого устав был представлен через губернатора, в порядке закона 4 марта 1906 года, на утверждение самарского губернского по делам об обществах присутствия, которым устав и зарегистрирован 20 марта 1908 года.
ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ
– Поздравляю вас с утвержденным уставом!
Приветствовал поселочников г. Зубчанинов, открывший co6paние, состоявшееся впервые после утверждения устава 26-го ноября 1908 года в помещении О-ва приказчиков, при наличности около 200 участников.
Сообщение об утверждении устава ободряюще подействовало на поселочников, впавших в безнадежность вследствие застоя всякого движения за время мытарства устава, с 8 июня по 26 ноября 1908 года.
В период этого времени существовавшая из представителей железнодорожных служб временная комиссия почти распалась. Одни из членов вышли из этой комиссии, другие не принимали в ней никакого участия, а третьи, взяв обратно свои взносы, вышли даже из общества.
Комиссией по сводке сведений о лицах, желающих примкнуть к Поселку, было доложено, что желающих вступить в члены общества оказалось только 275 человек, из которых 27 обещают уплатить за землю лишь после устройства Поселка.
Мнения остальных 248 членов разделились; часть обещала внести единовременно 11945 рублей, а другая часть предлагала вносить ежемесячно по 1131 рублю.
В виду таких разноречивых мнений и малочисленности записавшихся членов, не дававших возможности приобрести эдельсоновскую землю, собранием было решено открыть новую запись участников и продолжить ее до 1 января 1909 года.
Но чтобы не было в числе записавшихся дезертиров, как это наблюдалось ранее, решено было обусловить запись участников трехрублевым взносом, для чего в Азовско-Донском коммерческом банке был открыть счет, куда должны были участники Поселка вносить свои трехрублевки.
Таким образом, лица, как дотоле записавшиеся, так и новые члены Поселка, должны были внести до 1 января 1909 года по 3 рубля для того, чтобы каждый считался членом общества и имел право голоса на общем собрании, которое было предназначено на 11 января 1909 года и на котором предположено было избрать комитет, предусмотренный уставом.
Но так как существовавшая комиссия из представителей железнодорожных служб почти перестала функционировать, то на этом собрании был избран временный комитет из 15 лиц, на который было возложено дальнейшее ведение дела впредь до избрания действительного комитета, когда число участников определится.
Благодаря широкой публикации, приглашавшей примкнуть к Поселку всех желающих, до 1 января 1909 года записалось 1018 лиц, внесших в Азовско-Донской банк каждый 3 рубля и более.
При достижении этого количества членов и было назначено 11 января 1909 года, в Пушкинском Народном Доме, общее собрание участников, на которое явилось 602 лица.
Здесь было оглашено письмо Б.Е. Эдельсона, в котором он писал следующее:
«Имею честь сообщить вам, что для устройства Поселка вблизи г. Самары я согласен продать 1500 десятин земли по 175 рублей за десятину, с рассрочкой платежа на четыре с половиною года из 6% годовых. При совершении купчей мне должна быть выдана закладная на всю недоплаченную сумму.
С истинным почтением, Б. Эдельсон. г. Самара, 10 января 1909 г.».
На этом собрании было выяснено, что г. Эдельсон предлагал поселочникам всю свою землю, оставляя лишь 120 десятин под хутор. В 1500 десятинах земли, предложенной г. Эдельсоном, заключалось 500 десятин пахотной земли, удобной под Поселок, и 1000 десятин заливных лугов.
Сообщение это вызвало бурные прения, большею частью клонившихся к тому, что эдельсоновская земля, на которой много болот, малярийна и непригодна для Поселка, заливные луга заносятся илом и, вообще, земля не стоить той цены, какую за нее назначил владелец.
Не обошлось и без личностей: в речах ораторов то и дело проскальзывали такие тирады: «Он просто нас прижимает», «знает, где раки зимуют» и т. п.
Между тем собранию было сообщено, что по северную сторону от полотна железной дороги, рядом с участком Эдельсона, имеется участок земли в 1152 десятины, принадлежащий Крестьянскому Банку, у которого тоже можно приобрести под Поселок. Цена за эту землю раньше была назначена 125 руб. за десятину, но теперь банк поднял до 175 руб. за десятину.
Собрание решило купить эту землю у Крестьянского Банка вместе с участком Эдельсона, расположенными по северную сторону от полотна железной дороги, рядом с землей Крестьянского Банка.
Отложив выборы постоянного Комитета, собрание поручило временному Комитету вести переговоры по этому делу как с Крестьянскими Банком, так и с г. Эдельсоном, выяснив с последним возможность понижения цены, назначенной им за землю. Одновременно с этим, собранием было поручено Комитету продолжить запись новых членов и результат вместе с вышеупомянутыми сведениями доложить общему собранию, которое предположено было созвать 1-го февраля 1909 года.
Утром 28 января 1909 года экстренно было отправлено г. Эдельсону следующее письмо от г. Зубчанинова:
«Милостивый государь, Борис Евгеньевич!
Как Вами известно, вероятно, из газетного отчета о заседании 11 января общества устройства Поселка, на этом заседании против приобретения Вашей земли были сделаны следующие заявления:
1) Цена земли высока, тем более, что из всего участка около двух третей земли под Поселок оказывается негодной. Она заливается, и до просушки не может представлять собой даже выгона.
Высока цена также и потому, что Крестьянский Банк за сплошь удобную под Поселок землю назначил по 160 рублей за десятину, но, вероятно, эта цена будет понижена до 110-125 руб., как обещал губернатор;
2) на заливной земле есть неудобная совсем, есть песок, есть солончак и кустарник;
3) основывать расчет приобретения этой земли на доходах с покоса и на пастьбе скота по отаве не следует».
Далее, в письме просилось сообщить крайнюю цену всей земли при условии уплаты стоимости ее на 4 1/2 года из 6% годовых, а также цену отдельного участка за полотном жел. дороги, для сообщения доклада этих сведений общему собранию.
А на другой день, 29 января 1909 года, был получен от г. Эдельсона следующий ответ:
«Милостивый государь, Евгений Андреевич!
Должен сообщить Вам, что на последнем семейном совете мы приняли окончательное решете: ни одной десятины земли ни по какой цене, никому и нигде не продавать.
«В случай покупки обществом Поселка удельного участка, я могу для сообщения с полотном железной дороги отвести обществу потребную полосу земли на правах аренды.
«В заключение приходится подтвердить, что высказанные на собрании предположения о лихорадочности нашей местности вполне правильны, и что я, отказывая в продаже, тем самым как бы освобождаю себя от тех нареканий и проклятий, которые несомненно посылались бы в будущем на мою голову от членов Поселка.
«С истинным уважением…»
Ответ этот вместе с другими сведениями, добытыми из Крестьянского Банка, и списком записавшихся участников, достигшим к тому времени до 2105 лиц, был доложен следующему общему собранию, состоявшемуся в 12 час. дня 1-го февраля 1909 года в том же Пушкинском Народном Доме.
Г. Б–новь.