В течение первых шести месяцев курс лечения прошли 100.000 человек, и все они успешно вылечились. Политическая ситуация к этому времени существенно смягчилась, многое стало возможно, но – не всё. Тем не менее, число арестованных по политическим мотивам уменьшилось, и предпринимательство уже не считалось полностью преступным. Говорить о каких-либо фундаментальных изменениях во взглядах партии было бы преувеличением, но, казалось, что кто-то на высоком уровне решил, что для восстановления сил стране надо дать передышку хоть на какое-то время. Результат был замечательным, и он показал, насколько трудно помешать 140 миллионам людей вернуться к комфорту и изобилию, когда все люди стремятся к тому. Если бы всё так и шло дальше, кто знает, какие страдания можно было бы предотвратить! Осенью 1924 г. малярия исчезла, и практически – навсегда.
Русская православная церковь: Русская Церковь уже сильно пострадала, и, согласно опубликованным советским данным в 1923 году, было расстреляно 12.000 священников. Опыт научил меня не слишком доверять их статистике: как они могли знать, сколько было расстреляно, когда повсюду царила неразбериха, и никакое документирование не велось должным образом. Кроме того, цифры часто уменьшали или увеличивали – в соответствии с политическими потребностями момента. Одно сказать можно наверняка: расстреляно было очень много, и без всякой причины, кроме, пожалуй, лишь той, что расстрелянные были священниками, служителями культа. Русские приходские священники, насколько я их узнала, были людьми порядочными и соответствовали своим занятиям. Были, конечно, и плохие, но я убеждена, что таких было меньшинство. Иначе большевики не расстреливали бы их, потому отстаивать справедливость и свободу вопреки всему может только храбрый и честный человек. Если бы священников можно было убедить преклонить голову перед большевизмом, они бы оказывали огромную помощь коммунистам, и тогда стрелять их было бы полнейшим безумием. Но большевики столкнулись со своим самым сильным и самым непреклонным противником – Русской Церковью, и здесь под Церковью я имею в виду не только духовенство, но и народ. В ход шли все средства для того, чтобы разрушить веру: священников всячески очерняли, высмеивали и унижали. Церкви облагались высокими налогами, равно как и священники, зачастую без предупреждения, и отсрочка платежей была минимальной. Церкви оказались не в состоянии платить налоги, и тогда с алтарей, с икон стали снимать золото и серебро. Я много раз видела ехавшую по дороге телегу с крестами, хоругвями и иконами, экспроприированными из какой-нибудь деревенской церкви. Коммунисты всё ещё не осмеливались закрыть все церкви и прогнать священников, кое-кто даже пытался извиниться за изъятие золота и серебра.
В Бузулукском уезде, где работали квакеры, широко распространялся слух (устно, не в печати), что власти были вынуждены пойти на этот шаг, потому что квакеры не желали принимать плату за помощь чем-то иным, кроме как золотом! В нашей местности этому не очень верили, но примерно в 100 милях от нас я встретила крестьянина, который был совершенно уверен, что все их проблемы были вызваны тем, что «американцы» требовали золото за еду, привезённую из-за океана во время голода. Вся эта ложь была бы совершенно ненужной, если бы Русская Церковь была слабым, развращенным институтом, как некоторые пытаются нас убедить. Даже монастыри – и мужские, и женские – не были закрыты, хотя они были в очень сложном положении и подвергались серьёзному вмешательству через налогообложение и конфискации.
Интересно, что баптистов в то же время особо не преследовали, а их было около 1.000.000 по всей России. Кроме них в восточно-европейской части России было много представителей других религиозных конфессий. Русская церковь не питала симпатий к баптистам, и, видимо, по этой причине большевики решили не пережимать им шланги сразу. Уже позже, когда коммунисты почувствовали, что теперь можно нанести последний удар Православной церкви, власти изменили своё отношение и к баптистам, применив схожие методы удушения: налоги, вмешательство, аресты и, наконец, полное закрытие. Но – постепенно. Нет более яркого свидетельства религиозной силы России в её церквях, чем тот уровень насилия, потребовавшийся для её сокрушения. Римско-католическая церковь не занимала заметного места в России, большинство встречавшихся нам католиков были польского происхождения. Их история во многом такая же, как и у других, но на них ушло больше времени.
Были испробованы все возможные средства антирелигиозного воздействия на детей, и в детских домах учителям приходилось устраивать «спектакли», в которых самые священные для христиан события представлялись в комическом виде и должны были вызывать насмешки. Ни учителя, ни дети не могли избежать участия в таких мероприятиях из-за очень серьёзных последствий, какие могли наступить при отказе. Учителя были доведены до нервного расстройства из-за напряжения, они пытались найти для себя способы увильнуть, раз уж они не могли сделать это для детей. Если бы учительница, а обычно это была женщина, опасалась бы только за себя, она бы предпочла отказаться от участия в богохульстве и принять удар, но ведь у неё были родственники, которые в таком случае потеряли бы работу и все привилегии, связанные с трудоустройством. Нельзя судить людей, подвергшихся такому притеснению, мы можем испытывать к ним только очень глубокое сочувствие.
В школах детей учили не так, как того хотелось бы их родителям. Некоторые решили не отправлять своих детей в школу – в то время школ было очень мало, и не было принуждения к посещению – предпочитая учить их дома. Но затем таким родителям пришлось столкнуться с тем, что если дети не пойдут в школу и не станут пионерами, то им не разрешат вступить и в комсомол, а потом и в профсоюз, и, следовательно, у них не будет права на поступление на работу, и они также будут лишены всех привилегий. Те родители, которые решили отдать своих детей в школу, должны были дать согласие на их вступление в пионеры, иначе детям не разрешили бы посещать уроки. Выхода действительно не было. Учителя не были хозяевами в школах, потому что детей поощряли доносить о них властям. Детей учили, что они должны слушаться не своих родителей, а только государство. Их поощряли доносить и на своих родителей, если те наказывали их или в домашних разговорах критиковали советскую власть! Дети безостановочно распевали революционные песни, начиная с Интернационала. Они должны были выслушивать длинные политические рассуждения местных вождей, им приходилось проводить собрания и выступать друг перед другом с речами. Воздействие на детей было очень сильным, и те из них, кто любил своих родителей и хотел исповедовать религию, должны были осудить своих родителей. Все попытки вести двойную жизнь только усиливали серьёзное напряжение. Некоторые родители считали, что лучше позволить детям расти безбожниками и коммунистами, чем заставлять их вести двойную жизнь. Опять-таки, мы не можем никого судить, родители в этих случаях думали, что лучше уж пускай ребёнок отречётся от религии, о которой он ничего не знал, чем от религии, в которую он уже верил.
Как-то раз польский ксёндз навестил этническую польку, вдову российского юриста. В этот момент один из её маленьких сыновей вошел в комнату в пионерской форме. Священник упрекнул её за то, что она разрешила своему сыну присоединиться к организации, в которой он должен быть «безбожником», на что дама отвечала, а что, дескать, она могла поделать? Как мальчик получит образование? А как он будет зарабатывать на жизнь?
Она проживала в одной комнате со своим старым парализованным отцом, с братом и двумя сыновьями, и её заработки в правительственном учреждении были единственным доходом семьи. У неё не было выбора. Образование в школах было очень плохим и бесплатным. Большинство родителей были вынуждены нанимать полуголодных учителей, получивших образование ещё при старом режиме, чтобы учить своих детей дома во внеурочное время. Заработная плата действительно была очень маленькой, но поскольку бывшие учителя не могли найти работу и подвергались почти столь же безжалостным преследованиям, как и священники, они были благодарны за любую возможность подработать. Дети родителей, представителей среднего класса – врачей, юристов и, конечно же, священников – не допускались в школы после 14 лет, и дальнейшее образование для них было невозможно. Школьных учебников не было, а в медицинских учебных заведениях студенты часто могли пользоваться учебником только пару часов в неделю, и книгу читали по очереди. И это не единственная беда. Помимо полуголодного существования, им приходилось ежедневно сталкиваться с неопределённостью своего студенческого положения: в любой момент могла случиться чистка, и все их усилия пойдут прахом. Одна девушка изо всех сил пыталась закончить медицинский курс, но как раз перед выпускным экзаменом стало известно, что её отец был генералом. Он давно умер, но это не имело никакого значения, – ей пришлось уйти. Поколение, воспитанное в дореволюционные годы, очень сильно пострадало умственно и морально. Даже те из них, кто заявлял об отсутствии религиозных убеждений, чувствовали моральную деградацию маршируя в «безбожных» демонстрациях, публично поддерживая сторонников политических доктрин, которые они на самом деле не разделяли и ненавидели.
Врачам было легче, чем большинству людей. Поскольку много медиков было расстреляно – называлась цифра 8000 – и их тоже не хватало, а ещё обычно считалось само собой разумеющимся, что врачи и учёные – «безбожники». Поэтому, хотя врачам приходилось время от времени участвовать в демонстрациях по случаю больших советских праздников, они находились в более безопасном положении, чем большинство. Какое-то время спустя это было замечено, и некоторым врачам было велено читать лекции, в которых те должны были оправдывать «безбожие» как меру, важную для здоровья. Но с 1924 по 1930 год они всё-таки наслаждались некоторой передышкой.
Итак, с того времени, которое я обозначила как период ослабления давления на людей, страна начала приобретать более приличный вид, и, кто знает, что могло бы получиться, если бы Сталин не придумал Пятилетний план, направленный на то, чтобы заставлять людей забираться в прокрустово ложе, для которого они не были приспособлены, превращать их в то, чем они не хотели быть. Советская Россия была страной с огромным крестьянским населением, которое желало работать на своей на земле и не стремилось в города. Контрреволюционного движения никакого не было, у людей было только лишь огромное желание повлиять на поведение людей, находящихся у власти. Среднестатистический крестьянин имел только одно желание – иметь возможность жить, и чтобы его оставили в покое, в своей религии и в своей семье. Но именно этого Сталин и партия не желали терпеть. Ему было мало того, что после войны, революции, гражданской войны и голода люди были готовы к любой власти, которая могла править, он желал править один, только он, и – никакого Бога. Так что снова пошли неприятности, и война против Бога и бессмертия душ перешла в новую стадию. Именно русский крестьянин оказал самое упорное сопротивление вмешательству в его религиозный и семейный уклад, и именно на крестьянина обрушились самые тяжелые удары. Голод 1933 года на юге России унёс жизни не менее пяти миллионов человек, и этот голод был намеренно спланирован и осуществлён как мера наказания за сопротивление крестьян коллективизации. Они поплатились своей верой и моралью семейной жизни. Десять лет назад русские надеялись на войну, например, с Японией, потому что власти, столкнувшиеся с войной, пересмотрят своё поведение, и сначала заключат мир со своим народом, с русскими, прежде чем вступать в войну с иностранным врагом. Народ порабощён, но и Сталин, и его партийные лидеры тоже не в лучшем положении. Возможно, Сталин понимает, что политика, казавшаяся столь прекрасной на бумаге, на практике оказалась не столь успешной, что он мог бы получить от крестьян больше, оставив их в своих домах и оказав им помощь и поддержку в управлении их своими хозяйствами. Но тогда получилось бы, что он правит не единолично.
Вот что объединяет всех коммунистов в России – они любят власть ради самой власти. Это порок мелких натур. Встречая сопротивление, у них не хватает жестокости для того, чтобы доказать свою полную власть над своей жертвой. И когда человек неукротимого духа не ломается, тогда власти опускаются до преступного преследования и пыток в отношении близких. Эта система имеет огромные преимущества, и её использование в полной мере – средство для поддержания порядка среди самых упорных людей. Наказание за преступление давно вышло из моды в России, милиция не горела и не горит желанием предотвратить или раскрыть преступления. Они так заняты арестами и охотой на людей по политическим причинам, что у них не осталось времени ни на кого другого, да и мест в тюрьмах на всех не хватит.
В Бузулуке ничего нельзя было оставить без присмотра, – никому бы, например, и в голову бы не пришло оставить открытыми окна или двери. Квакеры нанимали сторожей, и, поскольку за сохранность складов отвечали большевики, то именно они обеспечивали вооруженную охрану для ночного дежурства, что что всегда вызывало некоторое беспокойство у Лондонского квакерского Комитета. Часто юные хулиганы болтались возле склада одежды, и когда оттуда выходила женщина с узлом под мышкой, они набрасывались на неё, пытаясь вырвать узел. Еще они занимались тем, что пытались выудить вещи через окна склада. В конце концов, пришлось подать жалобу в милицию, и, к нашему удивлению, прибыл человек с саблей на боку. Однако он набросился на мальчика и с криками увёл его на станцию. Там его продержали всего полчаса, после чего малый вернулся. Очень часто эти хулиганы были сыновьями «партийных» родителей, и тогда с ними ничего нельзя было поделать.
Однажды я слышала, как крестьяне спорили в поезде с советским чиновником по поводу безнаказанности преступлений. Тот отвечал, что советская власть не интересуется маленькими преступниками – ворами, бандитами и т. д. – они охотятся за большими преступниками, за капиталистами. Крестьянам такой ответ не очень понравился, и они рассказали большевику несколько случаев. Одна из историй, которую поведали попутчики, был рассказ о человеке, который впустил незнакомца в дом в непогожий вечер. Когда добрый хозяин открыл дверь на стук, путник тут же выстрелил в него. И поскольку такие случаи были не единичными, люди перестали отпирать двери после наступления темноты, опасаясь бандитов. Среди населения широко распространилось мнение, что бандитами были сами милиционеры: у кого ещё, скажите на милость, есть огнестрельное оружие и патроны? Один городской милиционер, например, застрелил свою мать и был арестован. В качестве аргумента в свою защиту он сказал суду, что она допустила антисоветские высказывания, и так разозлила его, что он потерял контроль над собой. Он провёл под стражей всего несколько дней. Другой человек, коммунистический чиновник, застрелил своего тестя после ссоры по поводу крещения его ребенка, против чего он, как коммунист, естественно, возражал. Он был арестован и предстал перед судом, но вскоре был отпущен. Было сказано, что его работа на благо общества настолько ценна, что советская власть просто не может позволить себе такой роскоши как помещение этого большевика в тюрьму. При этом было сказано, конечно, что такие его действия «достойны сожаления». В своём безумии коммунисты всегда могли найти оправдание любому преступлению, кроме одного – несогласия с их политическими взглядами.
Любой, кто почитает книгу по истории России, написанную русскими до революции, знает, какую роль, к сожалению, играла слежка в этой стране. Всегда можно было найти людей, которые будут следить за своими соседями и тайно доносить на них, обвиняя их в злодеяниях, неприемлемых властью на тот момент. Понимая, что такие люди существуют в каждом обществе, следует всё-таки признать, что если процент доносчиков и стукачей не является чрезвычайно низким, то жизнь и свобода граждан находятся в опасности. Любой, кто имеет зуб на своего соседа, может нагадить ему, и это является (на мой взгляд) одной из самых веских причин неспособности лучших представителей русского общества сделать шаг вперёд и спасти свою страну от серьезного морального краха. Понятно, что тираны живут в состоянии постоянного страха и подозрений по отношению даже к своим ближайшим приспешникам, и легко верят самым невообразимым доносам. Прискорбно думать, что в такие моменты всеобщей беды всегда найдётся кто-то, стремящийся к личной выгоде за счёт соседа, наводя клевету или лжесвидетельствуя.
Иногда стукач терпит неудачу. Одна женщина пошла в местный совет и сказала, что знает, где некто закопал ведро, набитое столовым серебром, и спросила, какую долю она получит, если она укажет место. Местные власти договорились с ней, что отдадут ей половину сокрытого клада. Тогда она рассказала, что видела, как её сосед ночью закопал серебро у себя во дворе. Власти пошли и откопали серебро, но доносчице не дали обещанную долю.
Среди воров действительно отсутствует понятие чести. Но кроме таких стукачей-любителей ведь были и другие люди, и их было немало, людей, которые получали регулярное ежемесячное пособие за то, что они прислушивались к высказываниям, следили за поступками своих друзей и коллег, и доносили о них. Вскоре они обнаружили, что жизнь их пошла вразнос, потому что информацию надо было поставлять бесперебойно, а если донести не о чем, то надо было придумывать.
Если вы не жили в этой атмосфере страха, подозрительности и неуверенности, вам просто не дано понять, какое губительное воздействие она оказывает на дружбу, товарищество и даже на любовь в семье. Я сомневаюсь, существует ли в Советской России хоть одна семья, в которой никто не был бы расстрелян, заключён в тюрьму или лишён гражданских прав. Могу только сказать, что лично я никогда не встречала таких семей. Большевики находятся у власти 22 года, и уже выросло новое поколение, которое ничего не знает о любом другом режиме, кроме рассказов старших. И они всегда будут помнить о противоречиях между устремлениями их родителей и целями, установленными государством в отношении их образования, как религиозного, так и светского. Может случиться, что они будут на стороне своих родителей в годы своего начального обучения. В городах влияние постоянной пропаганды в школах, пионерской организации, комсомоле и профсоюзах на растущее сознание будет сильнее. На протяжении целого поколения в России не было ни свободной прессы, ни свободной литературы, русские профессора и учителя практически не контактировали с внешним миром образования и культуры. Подрастающее поколение студентов, таким образом, было лишено многих незаменимых благ. Психологически и морально Россия фактически жила на накопленных ранее ресурсах. Наложение старого и нового поколений обеспечило выживание старой культуры.