Около века в городе Бузулуке просуществовал Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь (основан, сначала как община, в 1835 году, закрыт советской властью в 1930 году), которым управляли восемь подвижниц благочестия. Среди них – две представительницы крестьянского рода Волгушевых из села Лабазы Самарской губернии (ныне Оренбургской области).
По воле Божьей игуменья Мелитина (Волгушева Марина Евграфовна), поступившая в обитель в самые первые годы его существования, стала одной из первых настоятельниц (с 1870 по 1888 гг.), а последней (с 1899 по 1929 гг.) была ее племянница игуменья Херувима (Волгушева Елена Дмитриевна), пострадавшая за веру и принявшая мученическую смерть в 1937 году.
Сведения о игуменье Мелитине приведены в историческом описании монастыря священника Михаила Малиновского, выпущенном в 1897 году. В наступившем двадцатом веке было уже не до описания событий, менявших историю на глазах ее участников. Хорошо, если сохранились документы, позволяющие узнать о монастыре, его насельницах и настоятельнице того периода.
Кем же была игуменья Херувима — настоятельница, выросшая в обители, воспитанная на примерах монашеского служения, продолжившая дело своих предшественниц и управлявшая большим монастырем около тридцати лет? История ее жизни стала открываться только сейчас.
Серьезные исследования истории монастыря были проведены почти через столетие бузулукским краеведом, кандидатом исторических наук С.В.Колычевым, опубликовавшим несколько важных работ по их результатам.
В своем очерке «Краткое жизнеописание игуменьи Херувимы (Волгушевой)» он впервые рассказал о земном пути Матушки и обозначил несколько важных моментов, которые требовали углубленного изучения: семейные корни, воспитание в обители, исполнение должности настоятельницы, обстоятельства гонений, арестов и мученической смерти [1].
Об этом же ранее в книге «Бузулукские черноризицы» упоминала Надежда Иванова: «…Имя ее матери под спудом, об отце знаем лишь по мирскому имени Матушки… Можно только предположить, что жизнь последней игуменьи монастыря Матушки Херувимы закончилась трагически» [2].
Благодаря этим источникам потомкам рода Волгушевых – уроженцам Бузулукского уезда, стало ясно, что упомянутая в Книге Памяти жертв политических репрессий Оренбургской области монахиня Волгушева Елена Дмитриевна и есть пострадавшая за веру игуменья Херувима.
Обратившись в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь (возрожденный в 2000 году), они узнали, что нынешними монахинями и С.В.Колычевым было собрано немало архивных документов и фотографий, сохраненных жителями города Бузулука. Среди сокровищ – чудесным образом обретенное бесценное общее фото духовенства и насельниц обители начала 1910 годов, на котором вполне различимы их лица. Так перед нами предстал облик Матушки Херувимы.
По благословению настоятельницы игуменьи Пантелеимоны совместными поисками архив монастыря пополняется новыми сведениями.
Изучив документы почти за двести лет, хранящиеся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Оренбурга, Пензы, Курска, Бузулука, села Курманаевки, удалось составить родословную последней настоятельницы обители.
В упомянутом очерке [1] на основании опубликованных источников указано место рождения Матушки – село Лабазы Бузулукского уезда и год – 1858-й, но в Метрической книге Михайло-Архангельской церкви села записи о ее рождении за этот год не оказалось. В Оренбургском архиве были просмотрены метрические книги, начиная с 1854 года, и такая запись нашлась!
Будущая игуменья Херувима родилась 30 мая (17 мая по старому стилю) 1861 года в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии в большой семье государственных крестьян, была пятым ребенком в семье. Род происходит из «мордвы новокрещенных» ясашных крестьян, переселившихся из Пензенской губернии. Эту информацию удалось получить, анализируя записи в Ревизских сказках 1834, 1850, 1858 годов и в Метрических книгах Михайло-Архангельской церкви села Лабазы. Учитывая то, что в этот период фамилий у крестьян почти не было, пришлось внимательно проверять и сопоставлять найденное.
В Метрической книге села Лабазы за 1854 год в части II «О Венчавшихся» имеется запись № 10 от 25 января о венчании ее родителей Дмитрия Евграфовича (Волгушева, 1836 г.р.) и Елены Егоровны (Криволаповой, 1835 г.р.) [3].
В этой записи в имени жениха допущена ошибка (таких ошибок и неточностей еще немало встретится в записях о событиях в этой семье), вот дословная копия:
«Жених: государств. крестьянина с.Лабазы Евграфа Максимова сын Епифан, православный, 19 лет, первым браком. Невеста: девица Елена Егорова дочь деревни Скворцовки государств. крестьянина Егора Игнатова, православная, 18 лет, первым браком. Поручители: по жениху: того же села государств. крестьяне Петр Парсеев и Маркел Васильев, по невесте: деревни Скворцовки государств. крестьяне Михаил Иванов и Федор Петров».
В метрической книге Михайло-Архангельской церкви села Лабазы за 1861 год в части I «О Родившихся» найдена запись № 26, сделанная весьма небрежно: в ней не указано даже обычное в такой записи «оба православные» (сомневаться в чем не приходится!) и оставлено пустое место для написания имени отца, видимо для последующего внесения правильного имени:
«О рождении 17 мая, крещении 21 мая Елены, родители – того же села государств. крестьянин …............ Евграфов и Елена Егорова. Восприемники: того же села Яков Лукьянов Соловьев и сельца Скворцовки Михаила Иванова дочь девица Мария. Священник К. Щербаков, дьякон Федор Уткин, дьячок Покровский» (дьячок Покровский видимо и сделал эту запись) [4].
Обратившись к Ревизской сказке 1858 года, видим запись о семье под № 158: «Евграфа Максимова сын Дмитрий 22,5 года, Дмитрия Евграфова жена Елена Егорова, 23 года, Дмитрия Евграфова сын Иоанн, 1,5 года» и убеждаемся, что верное имя сына Евграфа Максимова и отца новорожденной Елены – Дмитрий Евграфов [5].
Один за другим в семье Дмитрия Евграфовича и Елены Егоровны рождались двенадцать детей: Наталья (1855, умерла в 2 недели), Иоанн (1857), Федор (1858), Алексей (1860, умер в 5 месяцев), Елена (1861), Анна (1863), Марфа (1864, умерла в 5,5 мес.), Агафия (1866), Евдокия (1868, умерла в 3 мес.), Гликерия (1869), Аким (1870, умер в 6 мес.), Пелагея (1871, умерла в 6 мес.) – все записи найдены в метрических книгах Михайло-Архангельской церкви села Лабазы. В живых останется шестеро: Иоанн, Федор, Елена, Анна, Агафия, Гликерия [6].
Иоанн, Федор и Елена будут связаны крепкими родственными узами всю жизнь.