Основой для очерка послужили документы и рассказы
племянницы Андрея Ивановича Волгушева
Людмилы Михайловны Николаевой (Келязовой) (25.06.1946-21.09.2021),
хранительницы семейной истории, Вечная ей Память.
Волгушева Ольга Юрьевна
Москва, 2022 год

Волгушевы
из Бузулукского уезда

Часть 3. Художник Волгушев Андрей Иванович
27.10.1897 – 02.1942

Продолжение. Часть 1, Часть 2
Сведения о дяде-художнике в семье его младшей сестры Анны Ивановны Волгушевой (в замужестве Келязовой) сохранились весьма скудные. Да и что могли помнить о нем племянницы, рожденные перед войной и сразу после нее? Самой Анны Ивановны уже нет на свете – умерла еще в 1984 году, похоронена на Митинском кладбище в Москве. А ее дочери по рассказам мамы знали, что жил он в Ленинграде на Васильевском острове в коммуналке. Незадолго до войны получил квартиру, а в комнату в коммуналке приглашал поселиться своих сестер Анну и Дарью, живших тогда все также в селе Лабазы. Анна отказалась, как бы предчувствуя грядущие события. Дарья согласилась (о ее судьбе ниже). Людмила Николаевна рассказывала, что незадолго до войны дядя-художник совершил чуть ли не кругосветное путешествие на Дальний Восток. Предполагали, что звали его Василий. А о его произведениях знать ничего не знали.
Анна Ивановна Келязова, Михаил Михайлович Келязов
Анна Ивановна и Михаил Михайлович Келязовы с детьми. Чимкент, около 1950 года
С таких сведений стартовал архивный поиск загадочного дяди-художника по имени «Василий» Волгушев. Главным источником информации послужили Библиографический словарь Художники народов СССР [1] и статья Т.А. Большаковой «А.И. Волгушев, 1897-1942» в Справочно-мемориальном сборнике «Страницы памяти 1941-1945. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда» [2]. Опираясь на основные биографические данные и используя ссылки на архивные документы в этой статье, удалось узнать не только имя художника, увидеть его фото, но и восстановить историю его жизни и творчества.

Из первых же строк статьи стало ясно, что речь идет именно о том, кого мы ищем: «Андрей Иванович Волгушев родился в селе Лабор Бузулукского уезда Самарской губернии». Опечатка в названии села и другое имя не смутили. Прежде всего обратились к архивным источникам: в метрической книге церкви Архангела Михаила села Лабазы за 1897 год имеется запись о рождении 14 октября близнецов Андрея и Параскевы, родители: запасной рядовой Иван Дмитриев Волгушев и законная его жена Феодосия Петрова, оба православные.
Волгушев
Выпись из метрической книги, выдана Андрею в 1911 году [3]
В июле 1914 года (напомним, в это время началась Первая мировая война) крестьянский сын Андрей, которому еще не исполнилось 17 лет, из родного села Лабазы отправился в город Пензу учиться в художественном училище. Пензенское художественное училище имени Н.Д. Селиверстова (впоследствии Савицкого) – одно из самых известных в Российской империи художественных учебных заведений, привлекавшее в свои стены молодежь со всей страны.

Программа обучения во многом походила на существовавшую до реформы 1891 года программу Петербургской Академии художеств. В начальный класс принимали по экзаменам лиц обоего пола не моложе 12 лет; переход в следующий (головной) класс осуществлялся по номерам, проставленным за конкурсную работу (несколько человек при этом обязательно оставлялось в начальном классе); прошедшим в головной класс учащимся предоставлялась возможность выбрать себе специальность — живописца, скульптора или прикладника; по окончании четырёх лет двое выпускников-живописцев, набравших наибольшие баллы, зачислялись без экзаменов в Петербургскую Академию художеств. [4]
Пензенское художественное училище
Пензенское художественное училище
Было бы очень интересно узнать, кто и как определил, что у юноши есть способности к живописи? Он окончил высшее-начальное училище в городе Бузулуке, «имел местожительства ст. Бузулук Ташкентской железной дороги». [5] Очевидно имелся ввиду дом его старшего брата Алексея Ивановича Волгушева по адресу: Бузулук, 16-я Линия, д.4, находящийся в пристанционном поселке.

А вот и отгадка: учителем «графических искусств» (так называлась должность) в Бузулукском высшем начальном училище с января 1913 года был Семён Васильевич Люлин (крестьянин села Порецкое Симбирской губ.), окончивший то же Пензенское училище в 1910 году. [6]

Так одна строчка в архивном документе отсылает к другой, затем к третьей, и складывается картина жизненных тропок наших предков.

Предполагаем, что и без поддержки тети – настоятельницы Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря игумении Херувимы (Волгушевой Елены Дмитриевны), здесь не обошлось, талантливого племянника она конечно же благословила на учебу.
Андрей Волгушев
Андрей Волгушев, 1914 год
Выдержав конкурсный экзамен, Андрей Волгушев поступил на подготовительное отделение, сначала обучался на живописном, а затем на «гипсовом» отделениях в Пензенском художественном училище с 1914 по 1919 год, но не окончил его. В «царскую армию», согласно свидетельству от 1916 года, выданному Бузулукским Уездным по воинской повинности Присутствием, призван не был, так как во время учебы пользовался отсрочкой.

Аднрей Волгушева
Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, 1916 год
В 1919 году он оказался в Туркестанском крае: служил преподавателем графических искусств в школьной мастерской при семинарии в городе Коканде, что представляется весьма интересным. Единственное упоминание об этой семинарии найдено в сети на сайте Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации.
Коканд
1-я организация учительской семинарии г. Коканда в марте 1918 года [7]
Очевидно там, в Коканде, он и был призван в Красную Армию Туркфронта: с 1920 по 1922 год служил в должности руководителя художественной секции Политотдела 3-й Туркестанской дивизии, а затем инструктором ИЗО и декоратором Областного Политпросвета Ферганской области. Был членом «Рабис» (Российский профессиональный союз работников искусств) Сырдарьинской области с 1920 по 1922 год. [8]

«Изобразительная и архитектурная среда Туркестана сильнейшим образом трансформировала сознание попадавших в нее художников, подчиняя их себе самым, что ни на есть восточным приемом – очаровывая и соблазняя. И законы оптического восприятия местного освещения с его особым солнцем, и психологический эффект новизны от экзотических образов, возникающий у каждого зрителя, воспитанного в западной перцептивной традиции, способны были если не поглотить, то ослабить и перенаправить революционные импульсы, идущие из центральной советской России», – так пишет М. Яновская в статье «О русском авангарде в Туркестане». [9]

В этом утверждении речь идет о состоявшихся художниках того времени. А будущему художнику, служившему в Красной Армии, вряд ли удавалось «ослабить революционные импульсы», наоборот, скорее всего он своей работой призван был их усиливать.

Представление об изобразительной среде, охватывающей улицы древнего Коканда, хотя они относятся к чуть более поздним годам, дают образцы агитационных плакатов кинотеатра у городского сада и бывшего ханского дворца.
Почтовая открытка «Коканд. Кинотеатр и парк у ханского дворца»
После демобилизации из Красной Армии Андрей Иванович 12 августа 1922 года командирован Туркестанским Бюро В.Ц.С.П.С.В. в Петроград в распоряжение Высших Художественных Технических Мастерских (ВХУТЕМАС) для продолжения образования.

Выдержав серьезный конкурс, Андрей Иванович был зачислен на Живописный факультет ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН). Факультет располагался в 6-м корпусе комплекса зданий Академии художеств на Университетском проспекте.
Академия Художеств
Академия художеств, Санкт-Петербург, 1900-1908 годы [10]
Видимо в это же время Андрей Иванович Волгушев подавал заявление о принятии в члены Петроградского отделения «РАБИС», но, как студенту, ему было отказано.

Об учебе и жизни студентов Мастерских подробно рассказывает журнал «Третьяковская галерея»: «…В 1922 году академию (Академию Художеств) объединили с бывшим Центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица, и новое учебное заведение стало называться Петроградским ВХУТЕМАСом. Помимо ректора В.Л. Симонова в состав правления входили К.С. Петров-Водкин (разработавший собственную систему обучения и чье влияние было очень велико), С.С. Серафимов, В.А. Денисов, А.Е. Карев. Как вспоминала одна из студенток, А.В. Гарева, тогда же состоялся первый прием по конкурсу — из почти трехсот человек приняли восемьдесят. Большинство не имело надлежащей подготовки по искусству и по общеобразовательным предметам, их заменяли соответствующие командировки и солидные характеристики о революционной деятельности или активности в общественной работе. Думаю, что они влияли на прием довольно сильно.

Студенты жили в самой академии, причем в тяжелых условиях. В здании отсутствовал свет, его дали только в феврале-марте 1923-го, комнаты освещались керосиновыми лампами. Особенно нестерпимым становился холод – в городе были трудности с дровами. Пальто в общежитии не снимали. Все металлические предметы – задвижки, крючки на окнах – покрывались инеем. Стипендия составляла 9 рублей 75 копеек, несколько килограммов хлеба и селедок. Некоторые молодые люди умудрялись подработать, разрисовывая стаканы. В 1923-1924 годах стипендию, распределением которой ведали студенты, дали только деньгами – сумма составила 18 рублей. В страну приходила помощь от Американской рабочей ассоциации, и счастливчикам доставались талоны на обеды с какао.

Подавляющее большинство имен молодых художников 1920-х – начала 1930-х годов не осталось в истории искусства. По окончании института выпускники шли работать в школы, дома пионеров и отходили от творчества, которое не могло их прокормить. Социальный состав студентов был неоднороден, как и степень их подготовленности. Поступали те, кто отслужил в армии, ученики художественных школ и училищ, Общества поощрения художеств (слившегося с академией) и совсем юные гимназистки. Не всем было суждено окончить полный курс – в институте проходили «чистки», и часть молодежи отчисляли из-за социального происхождения.

Работали комсомольские кружки, всевозможные общества содействия революции, студенты были перегружены общественными обязанностями, некоторым даже не хватало времени на учебу.

В 1925 году ректором назначили Э.Э. Эссена, выпускника Академии художеств и Санкт-Петербургского университета, дворянина и коммуниста, с именем которого связан недолгий период возрождения Музея Академии художеств. Эссен стремился дать всем студентам вуза хорошее образование, пригласив преподавателей читать лекции по высшей математике, оптике, физике, химии, начертательной геометрии, перспективе, истории искусств. По воспоминаниям А.В. Гаревой, институт иронически называли «высшим техническим институтом с художественным уклоном». На первом курсе для выявления призвания занимались изучением всех видов искусства – живописи, скульптуры и архитектуры. Допускались и неоднократные переходы с одного факультета на другой.

Чем интересовались студенты начала 1920-х годов? По воскресеньям ходили в Эрмитаж, «рассуждали о технике великих мастеров и буквально принюхивались к картинам. Многие с азартом набрасывались на книги по искусству». Малообразованная молодежь, приехавшая из провинции, открывала для себя журналы «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно». Вечером, после занятий, ходили в библиотеку академии, изучали рисунки и эстампы. После ее закрытия старшекурсники бегали в библиотеку Института истории искусств на Исаакиевской площади. «Рассматривание картин французских художников XX века, для чего мы ездили в Москву, где тогда были открыты Морозовская и Щукинская галереи, наводило нас на мысли о живописи в чистых тонах, о влиянии дополнительных тонов, о работе мазком. У нас в работах было много черного, и это явно отрицательное явление в живописи проходило незамеченным, на него наши руководители не реагировали никак. Слово «колорит» почему-то вообще не употреблялось.

Молодежь интересовалась и современной литературой, поэзией. Когда Илья Эренбург читал в консерватории свой роман «Любовь Жанны Ней», желающих послушать было столько, что пришлось вызвать отряд милиции. Выступал Владимир Маяковский.

Студентам приходилось с боем прорываться на театральные постановки – билеты были очень дорогими, купить их могли только нэпманы. Толпой ходили в университет – на лекции Е.В. Тарле, на диспут А.В. Луначарского с митрополитом А.И. Введенским, на гастроли театра В.Э. Мейерхольда». [11]

Вот в такой обстановке оказался и наш герой, но трудности были ему по плечу. Учеба не прекращалась ни на один год, что подтверждается данными из его личного дела, хранящегося в ФГБУ РАХ Филиала Российской академии художеств в г. Санкт-Петербурге. [12]

Важные подробности из этого личного дела говорят о непростой обстановке того времени.

Ежегодно студенты должны были предоставлять сведения о себе: в 1924 году – «Анкету студентов, подвергающихся проверке», позднее «Декларации для студентов, облагаемых платой за учение в Ленинградских ВУЗах», в которых указывалось род занятий и имущественное положение родителей. Подавал такие сведения и Андрей Иванович.

Благодаря этому мы узнаем, что «родители живут в селе Лабазы Самарской губернии Бузулукского уезда, до 1917 года занимались хлебопашеством, земля была общинная, надельная 5-6 десятин, имели в среднем 3 лошади, 2 коровы, 6-8 овец. После 1921 года – земля общественная, 1 лошадь, 1 корова, 3 овцы. А в 1926 году – у родителей ничего нет, живут у брата, хозяйство которого не знаю, ибо не был у них два года». Становится ясно, что некогда крепкое хозяйство разорено, но, по крайней мере, в 1926 году оба родителя были еще живы.

Первоначально Андрей Иванович был зачислен на Живописный факультет и был студентом общего курса в 1922/23, в 1923/24 учебных годах – студентом 1 курса.

В 1923 году он обращался в предметную комиссию о переносе сроков сдачи экзаменов, очевидно по состоянию здоровья. Из солнечной и «хлебной», по сравнению с Поволжьем, но неблагополучной по инфекциям Ферганской долины, он привез малярию. В холодном, голодном и мрачном Петрограде она его сильно изнуряла.

Несомненно, прожитые в Азии годы оставили след в памяти и творчестве художника, но об этом мы узнаем немного позже.

Вот как описывает свои впечатления от Туркестана преподаватель Академии, художник К.С.Петров-Водкин, выезжавший в 1921 году в составе экспедиции в Самарканд для обследования состояния архитектурных памятников: «Солнце в этой стране совершенно разбудило меня. Я уже давно не работал так, как сейчас; особенно в последние дни, которые провожу здесь, я охвачен жаждой работы, мне недостаёт часов, чтобы сделать наброски всего, что хотелось бы выполнить».

Хотелось бы предполагать, что наш герой имел возможность учиться у этого великого художника, но с августа 1924 по август 1925 года Кузьма Сергеевич находился с семьей в Париже…

Возможно, Андрею Ивановичу Волгушеву довелось в этот период учиться у Михаила Васильевича Матюшина, хотя достоверно это пока неизвестно. М.В. Матюшин – известный русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины XX века, был профессором Академии художеств по рисунку и живописи по общевузовской программе в 1922–1926 годах. [13]

Матюшин
М.В. Матюшин с группой студентов в саду Академии художеств. 1925 год [14]
Среди учеников М.В. Матюшина в этот период были Юрий Васнецов, Валентин Курдов и Евгений Чарушин – в будущем знаменитые иллюстраторы детских книг.

2 декабря 1924 года по собственной инициативе Андрей Иванович был переведен на Полиграфический факультет, на котором обучалось 87 студентов. В 1925 году факультет был переименован в Графический, с отделениями книжной графики, гравюры и ксилографии. Этому факультету придавалось большое значение и число студентов росло ежегодно. Только на отделении книжной графики обучалось 100 человек. Учебный процесс с трудом осуществлялся силами трех профессоров Д. Митрохина (книжная графика), В. Замирайло (плакат) и В. Конашевича (литография). [14]
Андрей Иванович Волгушев
Андрей Иванович Волгушев.
Фото из личного дела студента ВХУТЕИНа
Возможно, после смены ректора (назначение Э.Э. Эссена), в Академии произошли кардинальные изменения, и Андрей Иванович попытался вернуться на Живописный факультет. В своем заявлении от 20 мая 1926 года он пишет: «Ввиду того, что живописный факультет не имел твердой программы и последовательного метода обучения живописи, я перешел на 3 курс графического факультета. Теперь же, при переходе Академии на новые рельсы и живописного факультета на реализм, я, как член ОМАХРРа [16], считаю живопись одним из сильнейших орудий классовой борьбы на мирном фронте строительства социализма, прошу перевести меня на живописный факультет 4 курса. За 3 курс живописного факультета сданы полностью все требуемые по учебному плану зачеты».

Однако, ни ссылка на классовую борьбу, ни сданные зачеты, не помогли – во второй раз переход не был разрешен. Андрей Иванович продолжил обучение на Графическом факультете у ведущего и всеми уважаемого профессора, художника-графика Д.И. Митрохина. [17]

Девизом профессора было: «Я не могу сказать ничего нового о рисунке. Ничего, кроме простых правил, изложенных в любом учебнике. Вот метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь: рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать — это и значит жить, приобщаться ко всему живому». [18]

Интересна цитата из письма Д.И. Митрохина от 27 апреля 1924 года: «Трачу свое время на Академию. Там, в библиотеке, пересмотрел книги ХVI – XVIII вв., и среди них набрел на ряд очаровательных изданий итальянских и немецких типографий, с деревянными гравюрами. Это считаю необходимым показать учащимся, которые понятия не имеют о хороших шрифтах и проч. Видят и делают сами лишь те шрифтовые мерзости, что попадаются на глаза в трамваях, на улицах, на вывесках. [19]

В 1927 году Андрей Иванович окончил Графический факультет по специальности «Книжная графика» и Государственной Квалификационной комиссией ему присвоено звание «художник-график». Темой дипломной работы было «Иллюстрирование книги А.С.Неверова «Ташкент – город хлебный», а также научная статья «Искусство как фактор общественности» (к сожалению, не сохранились).

Тема диплома выбрана не случайно. Голод 1920-1922 годов он пережил в Ферганской долине, а его родители, братья и сестры находились в самом эпицентре бедствия в Самарской губернии. Его сестра-близнец Параскева, поехавшая за хлебом из села Лабазы в Ташкент, погибла где-то в пути.

В Череповецком музейном объединении чудом сохранился эскиз одной иллюстрации, кстати, неверно атрибутированный: «подпись Долгушев, работа студента Графака Ленинградского института пролетарского изобразительного искусства (Академия художеств)». Можно уверенно считать его эскизом из дипломной работы А.И. Волгушева.
Волгушев, Неверов
Подпись под рисунком: «Мужики Ташкент поминают – хлеб очень дешевый там.
Долго слушал Мишка – спросил: «А маленьким можно туда?». [20]
Окончив учебу, Андрей Иванович остался в Ленинграде, сразу же стал работать по специальности, участвовать в выставках, вскоре был принят в члены Ассоциации художников России (АХР). [21]

На «Юбилейной выставке изобразительных искусств 1917-1927» в Ленинграде в 1927 году были представлены его 15 работ: живописные этюдного характера, в том числе три работы из кокандских впечатлений, и графические – форзац книги «10 лет Красной Армии и Советской власти», а также «Проект жетона 10 лет Октябрьской революции».
Каталог «Юбилейной выставки изобразительных искусств 1917-1927», Ленинград, 1927 год. РГБ, R 150/691
На конкурсе жетона «10 лет Октября», проводимого АХРР в Москве в том же 1927 году, был награжден первой премией, что опубликовано в журнале «Огонек», №20 за 1927 год.

На следующей XI выставке этого Объединения «Искусство в массы» в Москве в 1929 году была представлена его работа «Узбек-грузчик», без датировки – еще один сюжет из туркестанского периода жизни художника. Судьба перечисленных в каталогах работ в настоящее время неизвестна.

Одна из немногих известных его работ – «Октябренок», была издана на открытке в 1929 году, и однажды встретилась на сайте интернет-аукциона, но купить ее не удалось. А недавно на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ появилась информация о том, что такая же открытка хранится в «Государственном музее истории Санкт-Петербурга». Из описания узнаем, что отпечатана она с картины.

Период создания: 1930 г.
Материал, техника: бумага. хромолитография
Размер: 15,0 х 10,5 см. Место создания: СССР. Москва, Ленинград.
Номер в Госкаталоге: 34524371 Номер по КП (ГИК): ГМИ СПб 431897/111
Местонахождение Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории Санкт-Петербурга»
Описание: «С картины. Оплечное изображение ребенка. Рот приоткрыт, видны два передних верхних зуба. Голова чуть повернута вправо. В правом нижнем углу автограф художника». [22]
Волгушев, Октябренок
А.И.Волгушев. «Октябренок». 1929 год

2 Августа 1932 года было образовано Ленинградское отделение Союза Советских художников (ЛОССХ). Первым председателем был избран живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Став членом ЛОССХ, Андрей Иванович много и плодотворно работал, участвовал во всех значимых выставках, состоявшихся в разных городах СССР:

1933 год, май-июнь, Ленинград. Выставка картин областного «Дома Художника» в центральном Городском Клубе им. 1-й Пятилетки. Представлено два рисунка «Машинист» и «Узбек».

1934 год, май, Ленинград. Выставка «Женщина в социалистическом строительстве» открыта в залах Государственного Русского музея. Организована Ленинградским областным Союзом советских художников, Горкомом Изо и редакцией журнала «Работница и крестьянка». Участвовало 86 художников, экспонировано 200 произведений живописи, графики и скульптуры. [23]

1935 год, апрель, Ленинград. Первая (после образования ЛОССХ) выставка ленинградских художников в Русском музее. В ней участвовало 146 живописцев, 59 скульпторов, 66 графиков и 17 художников фарфора. Волгушев экспонировал три свои работы: «Тотс» (1932, уголь, бумага, 0,45х0,35); «На Каменном острове» (масло, холст, 0,57х0,69); «Рисунок» ( 1935, сангина, бумага, 0,45х0,35).

Это была очень представительная выставка, например, К.С. Петров-Водкин показал на ней такие серьезные работы, как «Портрет В.И.Ленина» (1934), «1919 год. Тревога» (1934), «Весна» (1935).

15 июня 1935 года газета «Вечерняя Москва» опубликовала беседу с К.С.Петровым-Водкиным о выставке, в которой он сказал: «Надо решительно признать, что наши художники уже вполне овладели советской тематикой. Теперь им нужно переходить к самой реальной жизни и ее живым строителям – людям».

Конечно, молодым советским художникам не довелось бывать ни в Италии, ни во Франции и других признанных центрах мировой художественной культуры, в которых до революции подолгу обретали опыт их старшие товарищи. И героями их произведений были простые советские люди, чаще всего запечатленные во время трудовых будней. В эпоху интернета и всевозможных средств фото и видеосъемки трудно себе представить, что источником изображений были публикации фотографий в газетах и книгах, кинофильмы и выставки художественных произведений, отбор которых был, конечно, строгий.

Творческие командировки следовали одна за другой: Крым, Владивосток, Мурманск. И результат – та же география выставок, в которых участвовал Андрей Иванович.

1937 год, Владивосток. Выставка «Приморье в живописи», где экспонировались его картины «Китобойная флотилия «Алеут», «Краболовный промысел» и «Краболовная флотилия».

1939 год, Москва, ЦПКиО ИМ.Горького. Выставка «Пищевая индустрия», картина «Охота за китами».

1940 год, апрель, Ленинград. В залах ЛОССХа были показаны три картины «Симеиз», «Весна», «На взморье».

1940 год, Мурманск. Выставка «Советское Заполярье в живописи». На ней были представлены картины, выполненные по заказу Мурманского областного отдела образования: «Урок естествознания в школе», «Школьники Заполярья (Саамы и инжемцы у школы)», «Старая школа в Мурманске», «Современная школа в Мурманске», «Песец». [24]

Две из них сохранились в Мурманском областном художественном музее.
Волгушев, старая школа
А.И. Волгушев. «Старая школа» ( 1939 год) [25]
Волгушев, новая школа
А.И. Волгушев. «Новая школа» ( 1940 год) [26]
1941 год апрель-июнь, Ленинград. В залах ЛССХ открылась «Седьмая выставка произведений художников Ленинграда». Среди 186 участников был и А.И.Волгушев.

Известный советский художник И.И. Бродский писал в своей книге «Мой творческий путь» [27]: «Я работал в многочисленных жюри, был непосредственным участником в организации всех больших выставок и возглавлял Ленинградский дом художника. Мне, как члену правления Ленинградского союза советских художников, приходилось выполнять различные общественные поручения, связанные с организацией творческих командировок художников, с улучшением их быта, строительством мастерских и т.д. Этим же мне приходилось заниматься и как члену Ленинградского совета, по поручению которого я провёл ряд обследований художественных производств, школ и др.»

Возможно, благодаря такой поддержке Андрею Ивановичу удалось переселиться из коммуналки на Васильевском острове в комнату площадью 15 кв. м в доме 23 (квартира 49) по улице Рубинштейна в самом центре Ленинграда.

В его личном деле, хранящемся в РГАЛИ, указаны наиболее значимые произведения, выставки, а также сведения об отношении к воинской службе – командир запаса и имеет учетную воинскую специальность 27а (тракторист), а также о том, что художник мастерской не имеет, жилище превращено в мастерскую. [8]
Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, дом 23. 2016 год
В 1940 году он работал живописцем в Ленинградском областном товариществе художников на Мойке, 83, был кандидатом в члены Союза Советских Художников. Протоколом №25 от 18 ноября 1940 года рекомендован в его члены.

Но война помешала завершению этой процедуры. Как больно читать страницы дела с материалами по оформлению единого членства ЛОССХ и Союза Художников СССР. В 1941 году накануне войны был произведен переучет членов ЛОССХ. После зимы 1941-1942 гг. в списках против многих фамилий чаще всего стоит пометка карандашом: «Погиб», «Ленинград», «РККА», очень редко – «В эвакуации». [28]

Об этих последних месяцах жизни Андрея Ивановича мы ничего не знаем – против его фамилии стоит пометка «Погиб».

4 Сентября 1941 года гитлеровцы начали регулярные артобстрелы Ленинграда, продолжавшиеся до января 1944 года. В списке объектов, подлежащих уничтожению, под номером девять находился Эрмитаж.

6 сентября 1941 года первая массированная бомбардировка Ленинграда с воздуха.

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо вражеской блокады.

22 ноября 1941 года начала действовать «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера, и связывавшая Ленинград со страной.

Большинство членов Ленинградской организации Союза Советских Художников остались в блокадном городе и продолжали работать. Благодаря им можно увидеть, каким был Ленинград и его жители в блокаду.

2 января 1942 года в Ленинграде в Малом зале Дома Союза художников ценой неимоверных усилий была открыта «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». Художники продолжали работать в эту первую блокадную зиму и 18 июня 1942 года в Большом зале Дома художников в блокадном Ленинграде открылась «Большая выставка произведений ленинградских художников в осажденном городе», на которой было представлено более 300 работ!

«Многие участники этой выставки не дожили до ее открытия… Открытие ее было и трагическим, и прекрасным. На стенах висели произведения, написанные кровью сердца». [29]

Предполагаем, Андрей Иванович был участником этой выставки. В 2014 году в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников «К 70-летию со дня полного снятия Блокады Ленинграда» состоялась выставка художников – блокадников. По сообщению организаторов на ней была одна картина Андрея Ивановича.

Возможно, о судьбе брата и его произведений могла знать Дарья Ивановна Волгушева, эвакуировавшаяся из Ленинграда с маленькой дочкой Светланой в родное село Лабазы. После войны она вернулась в Ленинград, Светлана окончила институт, вышла замуж за кубинца Хорхе и вскоре уехала на Кубу. В 2004 году супруги и их дети дочь Иветт и сын Херуите жили в Майами. К сожалению, связи с этой семьей утеряны.


Литература:
1. Библиографический словарь Художники народов СССР, изд. Искусство, М.1972, с.314
2. Справочно-мемориальный сборник «Страницы памяти 1941-1945. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда» Санкт-Петербург, 2010 г, стр.56
3. Пензенское художественное училище, дел №14, Справочная книга о учащихся 1917- 1918 г. ГАПО ф.120, оп.1, д.263, л. 24-24об
4. Источник: https://penzanews.ru/region/encyclopedia/10181-2009
5. ГАПО. ф.120 оп.1 д.263
6. Личное дело Люлина С.В. за 1914 год ЦГАСО, ф.360 оп.61 д.34 ГАПО ф.120 оп.1 д.263 л.27
7. 1-я организация учительской семинарии г. Коканда. Период создания 1918, март, Материал, техника фотобумага, фотопечать, Размер: 30*42, Номер в Госкаталоге 4926874, местонахождение ФГБУК "Государственный центральный музей современной истории России" https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4984641 дата обращения 27.05.2022
8. Анкета члена Союза Ленинградских художников от 18.11.1940 г., РГАЛИ ф.3189, оп.2, д.1127,
9. Журнал «Декоративное искусство» № 3,2010 http://www.domarchive.ru/gallery/urenev/5400
10. Общий вид здания Императорской Академии художеств со стороны Невы, дом 17 Фотография ателье Буллы. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Е 16501
11. Журнал «Третьяковская галерея» № 2 2013 (39) «Академия художеств 1920-е начало 1930-x», Вероника Богдан /https://www.tg-m.ru/articles/№2-2013-39/akademiya-khudozhestv-1920-e-nachalo-1930-x/
12. Биографическая справка № 1В от 22.03.2021 г. ФГБУ РАХ Филиала Российской академии художеств. Научный архив, ф. 7 оп 8, д.514, лл. 1,2,6,19-23,31,32,35-38,41
13. Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/history/shkola-m-v-matyushina/
14. Фото с сайта https://leningradartist.livejournal.com/181042.html дата обращения 03.05.2022
15. Полиграфический факультет Ленинградского ВХУТЕИНа (1921-1930), Э.М.Глинтерник УДК 655(091) Журнал Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. Номер 3-4 Год 2000 с. 15-23
16. ОМАХРР - Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России (с 1928 — Объединение молодёжи Ассоциации художников революции) - объединение молодых художников, примыкавшее к АХРР. Основано в 1925 году учащимися ленинградского ВХУТЕИНа и московского ВХУТЕМАСа. В теоретических и организационных вопросах руководство ОМАХРР испытывало влияние идей Пролеткульта, https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115027/ОМАХРР)
17. Дмитрий Исидорович Митрохин, (15.05.1883 – 7.11.1973) - российский и советский художник-график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии, автор многих книжных иллюстраций, огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта. Искусствовед, член многих художественных объединений, профессор Высшего института фотографии и фототехники (1919-1926), профессор полиграфического отделения Высшего художественно-технического института (1924-1930 курс книжной графики) в Ленинграде. Заслуженный артист РСФСР (1969). https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9756b28b-62a53ab6-54a13f43-74722d776562/https/ru.wikipedia.org/wiki/Митрохин,_Дмитрий_Исидорович
18. Дмитрий Исидорович Митрохин. "Рисовать каждый день" Журнал "Творчество", 1971, №4, с. 6-8
19. Д.И. Митрохин. "Письма к П.Д. Эттингеру". "Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания", 1984 г., С. 118-206
20. МАУК «ЧерМО» Номер по КП (ГИК): ЧерМО-588/72, период создания 1927 год, бумага, тушь, 25х19, Ленинград, номер в Госкаталоге 10337375
21. Ассоциация художников революционной России; с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся, благодаря поддержке государства, самой многочисленной и мощной из творческих групп 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей единого Союза художников СССР. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_художников_революционной_России
22. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34725082
23. Ленинградский областной Союз советских художников. Горком Изо. Редакция журн. «Работница и крестьянка»), Л., изд. Государственного Русского музея, 1934. http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=753&page=4
24. Каталог выставки «Советское Заполярье в живописи» г. Мурманск, 1940 г., 75с291с121 3870
25. Волгушев Андрей Иванович. Старая школа. Период создания: 1939. Материал, техника: холст, масло. Размер: 60,0x75,0. Место создания: — Номер в Госкаталоге: 14933263. МОХМ КП ОФ-1394. Инвентарный номер: Ж-426. Местонахождение ГОАУМ "Мурманский областной художественный музей".
26. Волгушев Андрей Иванович. Новая школа. Период создания: 1940.Материал, техника: холст, масло. Размер: 67,0x86,5. Место создания: г. Ленинград. Номер в Госкаталоге: 26637273. Номер по КП (ГИК): МОХМ КП ОФ-1395. Инвентарный номер: Ж-427.Местонахождение ГОАУМ "Мурманский областной художественный музей".
27. Мой творческий путь. И.И.Бродский. - Ленинград; Москва: Искусство, 1940 (Ленинград), стр.104).
28. Материалы о переучете членов Ленинградского ССХ (Протоколы, стенограммы, списки) 6.02-24.05.1941, РГАЛИ, ф.3189. оп.1 д.3352. лл.28,45,75,92
29. Паперная Н. Н. сборник «Подвиг века Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, Л, Лениздат, 1969

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ