***
В селе Лобазах раскол существует с давних времен. Сектантов можно разделить на два разряда, хотя разницы большой между ними нет; первые принадлежат к беглопоповству, вторые именуются никудышными, или, простее сказать, колеблющиеся, потому что, хотя они и считаются православными, но в храм Божий никогда не ходят, молятся двуперстно, а между прочим мирщаются, то есть, не чуждаются православных, с ними пить и есть вместе, что у других раскольников считается грехом. Только в случае крайней нужды, например, смерти, прибегают к православному священнику с раскаянием в своем легковерии.
Беглопоповская секта зашла из села Федоровки, за 40 верст от Лобаз, в числе трех человек, назад тому тридцать лет. Эта секта в продолжении этих лет заразила десятую часть лобазинскаго прихода. Первоначальные сектанты были в своем роде воротилы, как по богатству, так и искательности своей. Были такие примеры, что мужичек подпадал под какую-нибудь безвыходную беду, или нищету, тут-то и являлся непрошеный доброжелатель, богач раскольник, и начинал соблазнять перейти в их веру, обещая избавить его от всех нужд, какие только его тяготеют, а потом взявши с бедняка слово, или от кого-либо одного из семейных, в особенности женского пола, исполнял в точности обещанное. Сначала новорожденный раскольник придерживался их обряда по-видимости только, дабы не вооружить богача-раскольника против себя, а потом, свыкнувшись, незаметно делался совершенным последователем. Есть такие семьи; в которых были по одной раскольнице старухе, и со временем, по влиятельности своей над сыном, как мать, над снохой, как свекровь, переходили один по другому все в раскол.
Быть может кто подумает, что в Лобазах есть какие-нибудь начетчики или знатоки своего дела, как в других раскольничьих селях и научными доводами достигают своей цели?
Вот того-то и нет; все раскольники полуграмотные, между тем успешно пропагандируют. Чтобы доказать правильность своего верования в среде поселян, они везде и всякому обыкновенно говорят: стало быть наша вера хороша, что гражданская власть перестала преследовать нас и молелен наших не разрушают, как в былые годы. Нередко в Лобазы приезжает из Федоровки раскольничий поп, который, по словам самих же раскольников, исправляет у них требы, как-то: крестит младенцев; дает сороковые молитвы, исповедует и если кто помер, то отпевает, и все это делается так скрытно, что при самом тщательном карауле захватить его и предать в руки правосудия оказывается невозможным. Брачиться лобазинские раскольники ездят в Фёдоровку.
Не лишним считаем упомянуть об обычае у мордвов венчаться тихонько, то есть жених крадет себе суженую невесту, на которой без ведома отца и матери невесты венчается, а по окончании сего обряда делается между сватами мировая за вином. Между православными, благодаря старанию настоящего священника Павла Щербакова, этот обычай в Лабазах вывелся, но у раскольников он в силе и бывают случаи, что жених-раскольник увозит православную невесту по предварительному её согласию в Фёдоровку, на которой брачится, а потом уже делается раскольницей. Некоторые живут согласно долго, а другим приходится на долю пожить не более года; в случае маленького раздора в семействе, молодушка без всякого стеснения покидает их раскольничий дом, отправляется к своему православному отцу, что для раскольников считается большим унижением и непрочностью их брака. Бывают и такого рода браки, как было в 1872 году, именно, раскольница-мать, при православном муже, православного своего сына, против его желания, повенчала на девице раскольнице в Фёдоровке.
Много забот и труда местному священнику стоило и стоит вести пастырское слово с этими раскольниками, которые только и говорят: «Наша вера хороша и как наши отцы и деды веровали, так и мы будем веровать». Раскольников в приходе значится по документам мужеского пола 74, женска 91 душ, все из мордвы. В последнее время появилась было секта молоканская, но благодаря Богу, двое из последователей её в короткое время померли, а одна оставшаяся в лице женского пола, хотя и живет теперь в селе, но поклонников в сочувствии её веры не имеет.
Теперь коснемся и грамотности лобазинцев. В 1857 году в Лобазах открыто было казенное училище от палаты государственных имуществ, с жалованием наставнику 109 рублей в год и помощнику его 75 рублей серебром. С открытием училища и до перехода в ведение земства в 1868 году должность наставника проходили приходские священники, а должность помощника один из членов причта, смотря по достоинству его знания и с утверждения от палаты. Лобазинское училище при заведывании духовенством считалось в Бузулукском уезде одно из первых по успехам, откуда немало вышло воспитанников на должность волостного писаря, не считая сельских и других, не занимающих должностей, но хорошо знающих грамоту.
Числовые данные по училищному журналу в шестидесятых годах, при наставниках священниках Константине и настоящем Павле Щербаковых показывают, что число учащихся обоего пола ежегодно доходило до 100 человек и более. Родители-крестьяне, как они сами говорят, с великою охотою посылали тогда своих детей в училище; но с переходом в непосредственное распоряжение земства, вкупе училищного совета, и отнятие у духовных права занять должность наставника с предоставлением права занимать оную из разного сословия, в Лобазах стала резко замечаться холодность в родителях в сочувствии к новым педагогам. Иногда спросишь: «Ты что, баушка, перестала своих внучат-то посылать в школу?» «Да что, батюшка, ныне за учение там? Как ни придут из класса домой, так только и разговору-то у них про лисиц, слонов, да Бог знает еще про чего, а молитвы никакой не знают. Говорят, что учитель только и говорит им про слонов каких-то, прости Господи».
Поэтому родители и не так охотно стали своих детей посылать в училище, а стали находить просвещение в других местах. На этот раз келейницы взяли образование в свои руки, которое у них в течение одной зимы, много двух – оканчивается чтением хорошо псалтири и других церковных книг с присовокуплением необходимых молитв, как-то: «Верую», «Отче наш», «Богородице», десять заповедей, утренние и вечерние молитвы и прочее, — чем родители остаются довольны. В каждой келье можно увидать разного пола и рода по десятку, а иногда и более, учащихся, несмотря на то, что за каждого учащего взимается плата довольно почтенная, например, если до учится до псалтыря, то вознаграждается, в особенности от богатого, десятком пудов, а то и более хлеба, и нескольких аршин холста. Учителям же в Лобазах что-то несчастливится, в продолжении, например, трех лет переменилось трое. Одного, кажется, уволили за постоянное вымогательство у своего питомца добыть то капусты, то картофелю, то пшеницы, а иногда даже коробочку спичек; другого за постоянное стремление сделаться богачом; ради этого он целое лето провел в поиске кладов и довольное количество в лобазинских дачах изрыл земли с подговоренными подобными себе. Грамотных в Лобазах, как гласят духовные росписи за 1872 год мужеска пола 183 душ, женска 42, обоего пола 225 душ.
За последние три года средним числом рождений — мужеска пола 83 души, женска 92 души, браков 45, смертность мужеска пола 63 души, женска 67 душ.
***
О прошедшем своем нравственном состоянии лобазинские крестьяне обыкновенно говорят так: назад тому двадцать с небольшим лет мы не знали, что такое пьянство, воровство, недоверие друг к другу и прочее. Бывало, где пашешь или косишь, хоть верст за десять от села, там и оставляешь, уходя в село на полевую — семена, одежду, сбрую и скотину — в надежде, что у тебя все будет в целости; даже замков у амбаров из нас редкие имели. В обществе была трезвость, согласие, мир и тишина. Чтобы по судам ходить и дела вести бумажным образом, об этом мы не имели и понятия. Заимообразные сделки по хлебу и деньгам не производились под расписки и залоги, а ограничивались взятием одного только честного слова. Почтительность и уважение к начальству соблюдалось строго, тем более к местному духовенству. Священник в глазах крестьян был путеводителем во всех их недоразумениях и при всяком случае крестьянин бежал к священнику для совета.
Теперь, действительно, очень заметны пороки: то пьянство, то воровство и недоверие к другому; а затем, к большому горю, у крестьян развилось в больших размерах и сутяжничество. Каждый, например, воскресный день, вместо того, чтобы отдохнуть от трудов, большая часть толпится около волостного правления – одни идут судиться, другие поглазеть. В каждый разбирательный день доходит до десятка и более кляузных дел, из коих одни преимущественно касаются лобазинцев, а другие — соседнего села Скворцовки. К тому же в селе Лобазах появилась многие из крестьян — своего рода адвокаты, которые сначала подстрекнут ссорящихся, а потом мирят их за вином, находя в сём случае для себя повод к развлечению. Не забывается при этом угощение, конечно, и волостных судей.
Исключение из сего составляет мордва. Мордвин вообще боится суда; редкие из них даже появляются на общественные сходки. Он редко скажет, что вот де, я за свою обиду отомщу другому. В Лобазах существует такая пословица, характеризующая и русских и мордву: «Мордвин прост, русский заноза».
Относительно праздников нельзя не заметить, что мордва проводит их в сравнении с русскими немного иначе. У русского на первом плане всегда вино, у мордвина — домашнее пиво. Храмовой праздник русские проводят в кругу своих родных и знакомых, для чего обыкновенно закупается накануне праздника очень много вина — от четверти ведра до шести и более ведер, смотря по достатку хозяина и количеству гостей. Мордва напротив, заранее варит по нескольку бочек пива, так что дня за три пред праздником, когда причту доводится ходить с молебнами, он с большим трудом должен пробираться в передний угол от множества корчаг с суслом. Если покупает мордва вина, то в сравнении с русскими очень мало; главный напиток составляет пиво. В обычае у них в праздники угощать и знакомого, и незнакомого, при том нередко в продолжение трех дней, каковым обычаем и пользуются многие из соседних сел; приезжая к мордвам как бы к родным, они, без церемонии, пьют и едят у них, как у себя дома.
Некоторые богатые мордвины на этот раз в продолжение праздника расходуют 10 одних баранов, не говоря о гусях, курах, пиве и прочем.
Между давними обычаями и обрядами у лобазинцев замечательно было одно моление праздничное (в роде керемети у чуваш) под названием «бабань каша». Этот праздник совершался однажды в год, преимущественно весной пред посевом хлеба.
Недалеко от села около пруда, где с давних времен и доселе стоит столб, на котором во время совершения своего обряда ставили икону Божией Матери. Накануне общество обыкновенно закупало быка, а женщины к этому времени приготовляли всякого рода пищу, жарили кур, приготовляли яйца, масло, сало, пиво, пшено, хлеб и прочее. С рассветом наступившего праздничного дня к назначенному месту собирался народ. Закланный и приготовленный бык целиком кладен был в огромный котел, в который сверх сего опускалось особенно много пшена, потом яиц, масла и сала. Во время варения избирались две или одна опытная хозяйка — баба, которая могла бы распоряжаться во время празднования, от чего то моление и получило название «бабань каша». Некоторые говорят, что одна из подобных предводительниц баб пред потреблением приготовленного, обращалась с речью к народу, в которой делалось наставление, как съезжая с двора для посева нужно перекреститься; потом, во время езды, по мере возможности не оглядываться, с попом с встречи избегать, в особенности же, когда дорогу хочет перейти; взаймы в этот день никому ничего не давать; приехавши на загон при слезании с телеги стараться прежде правой ногой стать на землю, и так далее.
По окончании речи все начинали молиться, а баба-предводительница, ставши впереди около столба, читала для всех общие молитвы, потом уже садились вокруг столба и принимались за пиршество. Ели все, что только ими припасено, пили и водку, а более всего пиво. Во время же пиршества всякий запасался в отдельную посуду кашей, которая бы служила им полезною вещью пред начатием всякого дела и даже в болезнях. Так при посеве хлеба первоначально кидали на загон каши. Рыбаки пред началом рыболовства тоже кидали кашу в воду. Звероловы и птицеловы кормили ею собак: вообще кто только какими промыслами занимался, тот первее всего брал эту кашу и употреблял её, где и нужно. Мордва и до настоящего времени вспоминает об этом, прекращенном убеждениями покойного священника К. Щербакова, празднике «бабань каши», в особенности же в неурожайные годы, говоря: «Вот, «бабань каши» не стало, и Бог не дает нам хлеба».
Веря в колдунов, лобазинцы подразделяют их на два разряда: на летающих и не летающих. Не летающие по их понятию не настолько вредны, как летающие, потому что первые могут вредить только известным отдельным личностям, но превращаться в какое-либо животное они не могут, да и наука их колдованья произошла не от самого сатаны, а по наследству от отцов и дедов А так как они могут портить одних только женщин, в особенности только при свадьбах, делая их кликушами, то колдуны нелетающие пользуются большим почетом при свадьбах. Летающие же колдуны очень опасны для всего общества, вследствие чего с ними не только не стараются сблизиться или чем им угодить, а всячески избегают сообщения, даже встречи. Если же когда кто по необходимости с ним сошелся, то немедля ограждает себя крестным знамением и в душе перечитает несколько молитв, как бы от самого нечистого, стоящего пред ним в образе летуна или летуньи. Эти летуны, по их понятию, настолько близки и коротки с сатаной, что всякое злое дело в состоянии сделать.
Перекатясь в полночный час чрез двенадцать ножей, стоящих вверх остриями, они могут быть всяким зверем, скотиной, птицей и даже самим сатаной – и ходить и летать, и делать все, что прикажет им сатана. Например, если вражей силе захотелось, чтоб село сгорело или в нем несколько домов, то бес посылает летуна летать по тем домам, которым нужно сгореть, и пред пожаром крестьяне будто бы видят, как он летал из трубы в трубу, где дома сгорели. Если у кого не уродился хлеб, то хозяин, или шабер, или кто другой будто бы непременно увидит, как по затонам его летал летун и пожалуй еще укажут, вот именно это тот-то. В холерный год, в той семье, в которой особенно больше умирали, уже говорили обыкновенно, что непременно видели летуна на трубе сидящего или слышали в хлеве кричащего.
А был еще и такой факт, по поверью лобазинцев. Однажды мужик ехал зимой ночью с гумна с возом сена, как вдруг летун подлетает в саване с рогами и, сев на воз, зарылся в нём. Мужик, будучи не трус, схватил вилы, да и хотел было его заколоть, но летун ускользнул от вил, и, по словам мужика, полетел по направлению в луга, а потом в село Шулаевку. А так как на этот год, по случаю засухи, действительно не было травы в лугах, то крестьяне и взъелись на этого мужика, «что, дескать, ты сплоховал, не заколол летуна, тем более, что он был чужой, из села Шулаевки, вот теперь и сиди без травы и сена, а если бы заколол, то, глядишь, все мы были бы с травой».
Лобазинские мужики и бабы говорят, что колдуна отгадать весьма нетрудно. По их понятию, если кто слишком задумчив или молчалив, или постоянно нечёсаный – неопрятный, или с некоторою загаданною болтовнею, с серьезным выражением на лице, с угрозами на языке, — тот и колдун. А кто слишком стар, да еще с некоторою уродливостью, как-то – горбат, или кривой, или с повреждением какого-либо члена, о том говорят, что он во время летания или сам ушибся где-нибудь, или его зашибли, когда был в образе зверя, или птицы и т. п. Глубокую же старость его объясняют тем, что и земля Божия его не принимает.
По понятию лобазинцев на их материальное благосостояние имеют как скоропостижно умершие, таки опившиеся. Смерти таких лиц они приписывают, например, малость дождей и бездождие во всем и соединенные с ним несчастия. Вследствие чего таким мертвецам и в могиле не дают покоя. Если уж не совсем вытащат их из могилы и не отправят в дальнейшее озеро, так начнут, как говорят, выливать водой из земли. Так, например, в 1872 году десятками бочек крестьяне выливали воду по ночам в норы сусликов и хорьков, находящиеся на могилках, и в обвалившиеся ямы, думая, что этим способом они избавятся от их появления, а с тем вместе и от бедствий угрожаемых. Уверяют многие, особенно же женщины, что как только тучи доходят до Лобаз, опойцы в это время выходят из могилы во всем белом, размахивают руками по воздуху, и, таким образом, разгоняют тучи, чтобы они не давали дождя. Такая же точно способность приписывается лобазинцами и умершим колдунам. Отсюда вдове, оставшейся в живых, или детям такого умершего, бывает великое горе. Ей постоянно твердят, «что вот де от твоего то мужа нам Бог не дает хлеба, а посмотри-ка, вон в таком-то селе и там-то какой урожай, а мы будем сидеть без хлеба» …
***
Во время эпидемических болезней, например, холеры или падежа скота, и т. п., являются для избавления от них с своей услугой преимущественно девицы, которые на этот раз и опахивают свое село. Опахивание производится в течение трех ночей, а иногда и более.
К вечеру каждой ночи они обыкновенно собираются в назначенную келью. Собравшись, они начинают молиться, каковое моление продолжается до полуночи: с наступлением полуночи собравшиеся отправляются в поход, причем руководит ими всеми одна из знахарок. Распорядок бывает следующий. Две девицы идут впереди со свечами, за ними две или три с иконами, далее пять, или шесть тащат соху, или маленький плуг, которым бороздят землю; за ними несколько певиц, поющих разные молитвы, и идут все таким образом кругом села. Девицы все повязываются белыми платками и притом босиком. На углах улиц и переулков девицы останавливаются для молитвы, причем делают поклоны на восток, запад, север и юг.
В Лобазах есть ворожеи, которые ворожат на бобах и картах, отгадывая будущую судьбину человека. Из них ворожеи, под названием Куканцевы, по понятию народа, будто бы свое дело хорошо знают, так что даже могут отгадывать, где хранятся и клады. Эту Куканчиху знали на десятки верст в окрестных селах, из коих нередко приезжали, чтобы с нею посоветоваться. Лобазинцы же верят, и в отписыванье лихорадки, признают ее в двенадцати разрядах или за 12-ть сестер, по учению бывшего одного отписывальщика, который между тем сам впоследствии захворал, и женщины приходя, спрашивали его, какая из сестер его забрала – восьмая, или девятая; отписывальщик отвечал, да кажется все двенадцать напали на него.
Что касается обычаев на крестинах, свадьбах и похоронах, то они почти все имеют сходство с существующими вообще в приходах Самарской губернии. Из них, как на особенность можно указать то, что, например, на крестильном обеде отцу дают съесть ложку, наполненную хлебом, солью, и другими веществами, и что, во время вкушения, ребенка обыкновенно поднимают вверх, чтобы больше рос. При выносе купели, кума старается с новопросвещённым сесть тотчас на том месте, где стояла купель, и это делается для того чтобы дети жили, если не живут.
При этом уже сама роженица напоминает куме, как поступить. При сватании сваха непременно старается сесть под матицу, и вести речь о сватовстве как можно убедительнее. При этом у лобазинцев есть обычай ходить на сватанье с своей свечей, вином, и это приносится с следующею целью. Когда, например, сватам, к которым пришли, почему-либо кажется нелюб сватаемый, или, когда вообще не хотят почему-либо отдать дочь в указанную, новую семью, то отец и мать не только при этом не принимают пришедших ласково, но даже в укоризну тушат свой свет, а затем прячутся по разным углам. Сват же, не обижаясь на происходившее, тотчас зажигает свою принесённую свечку, потом ищет отца или мать невесты, и нашедши старается упросить выпить вина. Если кто, из них согласится выпить, то это знак добрый, а если откажется наотрез, то тут добра мало. В последнем случае пришедший сват угрожает у них дочь украсть, что у Лобазинцев бывало некогда в обычае. Кража эта производилась или из хоровода, или во время шествия за водою, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой. Похищенная привозилась прямо в дом жениха, а из дома – немедля в церковь. Впрочем, иногда крали невест по необходимости, так как не в состоянии были дать большой денежной кладки, которая простиралась до 40 рублей и более.
На свадьбах богатый крестьянин расходует на пирушки от 100 до 150 рублей серебром. По совершении брака, в доме свекор и свекровья встречают новобрачных по обыкновению с хлебом и солью, затем невеста здоровается со всеми, даже и с неодушевленными предметами, как-то: с судной лавкой, печкой, ухватами и прочим, отвешивая каждой вещи по поклону. Во время пира или обеда молодых сажают в передний угол, но некоторые из лобазинцев сажают их во время пиршества гостей на печку и завешивают, из опасения, как бы кто их за столом не испортил.
При соборовании маслом присутствующие прощаются с больным, как уже отходящим в вечность. Если он выздоровеет, то признают, как уже вполовину отпетым покойником и смотрят на него, как на недолговечного, несмотря, что часто он проживает более, чем здоровые.
В последние минуты умирающему дают в руки зажженную восковую свечу, дабы легче его душа могла расстаться с грешным телом, а потом ставят на окны стаканы со святою водой, дабы душа его, по выхождении из тела, измылась от греховностей телесных. Сору в это время — пока мёртвый в избе – не выметают. При выносе из дому гроб стукают в верхний косяк в каждой выходной двери по три раза. Одни говорят, что это делается на прощание с домом, другие объясняют тем, чтобы чрез это в скором времени не повторилось опять смерти в доме, в лице какого-нибудь члена этой семьи.
На поминки, после похорон и в сороковой день, каждая женщина несет с собой, кто каравай хлеба, кто блинов, кто пряки (с начинкой пироги). В родительские субботы и вторник на Фоминой неделе поминают умерших преимущественно женщины. После обеда вереницами идут женщины с девицами и ребятишками на могилки, где, после разного рода причитаний, угощаются прежде сами, а потом угощают и мертвых. Последним кладут на могилки яйца, блины, мед, льют пиво, а кто оставляет даже и деньги на них. Остатки от приносимого раздаются нищим.
Не забывают лобазинцы и старых родителей, в особенности в голодные года. Под старыми обыкновенно подразумеваются давнишние могилки их родных, когда были ещё они хуторянами. На сих могилках нет ныне ни одного креста, и заметны только одни ямы. Во времена засухи и неурожайных годов лобазинцы просят священников отслужить на старых могилках панихиду, при словах: «За то нам Бог не дает дождя, что старые родители на нас прогневались, что мы их забыли».
Во время хождения с молебнами по домам, например, во время храмового праздника и св. Пасхи, под скатерти кладут соль, волоса, а под стол – сена, хомут, шерсть и еще что-нибудь из сбруи. Волосы кладутся в знак здоровья семьи, соль — изобилия хлеба и соли, сено, хомут и сбруя — размножения скота, шерсть — овец. При этом со стола лежащий хлеб, помилуй Бог, если возмёт дьячок или пономарь, как водится в других селах, потому что подобный прием считается у лобазинцев большим оскорблением и нежеланием полной чаши их семейного благосостояния. Хлеб лежит на столе до тех пор, пока не проводят всех посторонних посетителей. На св. Пасху хозяйка первее всего старается оделить яйцами икононосцев, несмотря на то, что священнику иногда ничего не остаётся, и это делает она потому, что они самого Бога носят. Вследствие чего охотников носить иконы на св. Пасху бывает весьма много. Между тем, на храмовой праздник, когда подобным людям ничего не дают, охотников носить, иконы почти ни одного не найдешь.