Людмила Кузнецова

ПИСЬМО ВНУЧКЕ.
СЕМЬЯ НАЗАЙКИНСКИХ

Марина Назайкинская была школьницей, когда в середине 1980-х вместе со своим отцом, Борисом Константиновичем, побывала в Москве, в гостях у двоюродного дедушки, Виктора Васильевича Назайкинского.
Поездка из Кротовки Самарской области в Москву, общение с Виктором Васильевичем на тему родословной и дальнейшая переписка оставили у нее неизгладимые впечатления, которыми, спустя много лет, Марина поделилась со мной.
Василий Назайкинский, Петр Назайкинский
На фото — семья Бориса Константиновича Назайкинского (1953 г.р.) в середине 1980-х годов. Слева жена Галина Ивановна, в девичестве Холоденина (1956 г.р.), в центре – дочери Марина (1975 г.р.) и Ольга (1982 г.р.) Позже в семье родились сыновья Алексей (1993 г.р.) и Роман (2000 г.р.)

Виктор Васильевич Назайкинский (1919-2005), в середине 1980-х полковник в отставке, жил с женой Людмилой и дочерью Наташей в Москве, в Замоскворечье.

Кадровый военный в годы ВОВ и после нее, контролировал железнодорожные войска.
Василий Александрович Назайкинский
Виктор Васильевич Назайкинский
Виктор Васильевич тепло принял племянника и его дочку. Он передал им материалы по истории семьи Назайкинских для хранения и продолжения изучения, а в 1991 году написал любознательной Марине письмо, отвечая на ее вопросы по родословной Назайкинских.
Василий Александрович Назайкинский, Феоктиста Алексеевна Астраханская
Фрагмент письма
Привожу с согласия Марины Борисовны перепечатку этого письма, сохраняя орфографию, пунктуацию и добавляя свои комментарии.

«…Родословная с папиной стороны у тебя не богатая и не знаменитая. Сейчас многие гордятся дворянским происхождением или что-то этому подобное… Но ничего, не печалься.
Если мы и не дворянского происхождения, то что-то или вернее какое-то отношение имеем к «царскому».
Дело в том, что цари зачастую предпочитали проводить свое время на так называемых «царских охотах». Охоты были «на медведя», «на волка» и «на зайку».
Одним из мест для охоты был дикий и красивый уголок природы на правом берегу Волги. Там обычно цари охотились «на зайку». Потребовалось это место как-то благоустроить, охранять и тому подобное. Так возникло своеобразное поселение «Назайкино». Что оно собой представляло, мне не известно. Но как говорили мои родители и другие родственники, мы происходим оттуда.
Наши прадеды там жили, и кроме всего прочего, занимались своеобразным мастерством – портняжничали, а следовательно бродили по округе. Были ли они крепостные или вольные, мне неизвестно. Только после 1864 года они, как говорят, осели в с. Елховке. И не одна семья, а несколько.
Когда они были в Елховке (это в 90 км севернее г.Самары на речке Кондурча), то их там застала своеобразная «паспортизация» – вернее перепись или «фамилизация», стали всем давать фамилии. Я не проверял, так ли это было по историческим документам. Но это видимо можно проверить в краеведческом музее г.Самара.
И вот всем прибывшим из Назайкино дали фамилии Назайкинские. Таких семей, как я уже упомянул, было несколько».


Виктор Васильевич рассказывает семейную легенду происхождения фамилии Назайкинский, которую и я слышала как от своего дедушки Владимира Александровича, так и от других родственников с этой фамилией.

Местные жители села Назайкино тоже рассказывали мне про царские охоты на зайцев. «Тут и псарня для этих охот была в соседнем селе, которое и называется-то Собакино», – сказали.

После изучения материалов по заселению Самарского и Симбирского края у меня появилась другая версия, в которой «наши зайцы» отодвинулись в другие времена и места обитания.

В Ведомости Симбирского наместничества 1780 года село Назайкино упоминается с первоначальным названием Архангельское, по имени церкви, имеющейся в селе. «В селе … при речке Мостовке имеется православная церковь одна … проживают пахотные солдаты … из дворян имеющих вотчину в этом селе …порутчик Трофим Прокопьев Шарапов».

Пахотные солдаты ранее несли службу по охране рубежей Российского государства, жили в солдатских слободах. Позже, когда необходимость охранять рубежи стала не такой острой, они стали возделывать поля, выращивать скот, заниматься ремеслами.

Село Назайкино, бывшая солдатская слобода, находится в живописном месте, окруженном меловыми горами, лесами и оврагами.

Почему село стало называться Назайкино? Возможно по фамилии переселенцев Назайкинских? Государственные ясашные крестьяне села Новодевичье Симбирского уезда были переселены в Ставропольский уезд по императорскому указу от 5 сентября 1741 года, крестьянам было предписано расселяться на Кондурчу и в солдатские слободы Симбирского края.

Предполагаю, что расселение Назайкинских шло по этим двум направлениям: Никифор Назайкинский, примерно 1720 года рождения, наш кровный предок, обосновался на реке Кондурче, в Елховке, а кто-то из Назайкинских – в солдатской слободе Симбирского края, селе Архангельское, ставшее называться через какое-то время селом Назайкино. По свидетельству одного из жителей Назайкино, такая фамилия есть в селе.

Ну а Собакино называется так по фамилии барина, владельца села.

Главный вывод, подтвержденный архивными документами, записями в Метрических книгах состоит в том, что Назайкинские не переселялись семьями в Елховку из села Назайкино, а переселялись они в лице Никифора Назайкинского из села Новодевичье. А вот откуда крестьяне Назайкинские приехали в Новодевичье, еще предстоит узнать.

«В 1975 году я и Боря (мой брат) были в с. Елховка. Там Назайкинских мы обнаружили много и не наших родственников».

Все Назайкинские из Елховки – родственники, имеют общего предка Никифора Назайкинского. Действительно, с середины X VIII века до посещения Елховки Виктором Васильевичем в 1975 году Назайкинских там стало очень много!

«Моего прадеда, жившего в Елховке звали Кондратием, деда – Александром. У него была большая семья – Василий, Агафья, Груша, Иван (требуется проверить), Владимир, Ольга».

Виктор Васильевич не указывает сына Петра и еще одну дочь, вторую Агафью.

Кондратий Тимофеевич вырастил 8 детей, всего же родилось 14, шестеро умерли во младенчестве.

Виктор Васильевич ничего не пишет о своей бабушке, матери этих детей, Анастасии Ивановне Назайкинской, в девичестве Линьковой.
Василий Александрович Назайкинский, Феоктиста Алексеевна Астраханская
Александр Кондратьевич (1863-1945) и Анастасия Ивановна Назайкинские (1863-1922) , государственные крестьяне села Елховка Самарского уезда. Фото 1920-х годов
Запись о свадьбе Александра Кондратьевича Назайкинского и Анастасии Ивановны Линьковой. Метрическая книга села Елховка за 1882 год
Найдены записи рождения в Метрических книгах Покровской и Троицой церквей Елховки всех детей Александра Кондратьевича и Анастасии Ивановны: Василий – 1883 г.р., Петр – 1885 г.р., Анна – 1887 г.р., Павел – 1888 г.р., Анна – 1889 г.р., Аграфена – 1892 г.р., Евдокия – 1892 г.р., Анна – 1895 г.р., Владимир – 1896 г.р., Иван и Агриппина – 1898 г.р., Агриппина – 1900 г.р., Аграфена – 1902 г.р., Ольга – 1906 г.р.

«…Но для тебя (Марина) это неважно, кто кем был, только Иван (кажется) был зверски убит во время бело-чешского мятежа, это стоит помнить, т.е. он был сторонником революции».
Иван Назайкинский, фото 1917 года
Иван был убит, но не во время мятежа белочехов 1918 года. В семейном архиве нашлось подписанное Иваном фото 1921 года. На нем он стоит в группе красноармейцев.
Иван Назайкинский в третьем ряду крайний справа
Найдена запись о рождении у него дочери Любы в 1921 году.
Запись о рождении Любы у Ивана и Натальи Назайкинских
Жена Ивана Наталья была из рода елховских крестьян Калашниковых.

Елховских крестьян вербовали под страхом расстрела то в красную армию, то в белую, есть несколько свидетельств, как крестьяне скрывались, прятались в оврагах от этих мобилизаций. Что-то подобное рассказывали мои родственники и про Ивана.

«Мой отец Василий Александрович довольно таки талантливый человек. Родился он в 1883 году, очень хорошо учился и за выдающиеся успехи был направлен в Вольскую учительскую семинарию, Вольск на Волге южнее Самары. Окончил ее в 1902 году (есть фото).
Был направлен на работу в с.Сорочинское Оренбургской обл. По дороге встретился с начинающей учительницей Феоктистой Алексеевной Астаханской, которая родилась в 1885 году в г. Самара, ул.Садовая 130.
В 1975 году я туда заходил, но никого, помнящих Астраханских там не оказалось. Отец мамы был каким-то чиновником, или, как тогда говорили, разночинец».


Найдена запись в метрической книге Воскресенской церкви города Самары за 1885 год о рождении Феоктисты у канцелярского служителя Самарского управления государственных имуществ Алексея Исидоровича и его жены Раисы Михайловны Астраханских.

Раиса встречается в других архивных документах и семейных хрониках, как Ираида.
Запись о рождении Феоктисты у Алексея Исидоровича и Раисы Михайловны Астраханских. Метрическая книга Воскресенской церкви города Самара за 1885 год
Алексей Исидорович Астраханский. Фото из архива Виктора Васильевича Назайкинского
«Семья Астраханских не одобрила брака мамы с «голоштанником» папой. И в дальнейшем мама связи с ней почти не имела».

Мать Феоктисты Алексеевны приезжала из Самары в Сорочинское на крестины внука Александра.
Запись о крещении Александра Назайкинского. Восприемница — Астраханская Ираида Михайловна. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви села Сорочинского за 1911 год
У меня получилось составить древо семьи Астраханских, прочесть архивные документы, стать свидетелем тяжелой судьбы этой семьи после революции 1917 года.

«Семья Назайкинских Василия и Феоктисты до 1913 года жила в с. Сорочинское (теперь кажется г. Сорочинск на картах есть). Там родился старший сын (мой брат) Аркадий. Вернее не так. Первая дочь у них была Люба – она прожила всего один год.
Потом на свет появились Борис, Александр, Нина (Самара?)
А в 1915 году родилась двойня Михаил и Константин, твой дедушка.
Дальше тебе наверное все уже известно.


Виктор Васильевич ошибается, первым ребенком была дочь Зоя.
Запись о крещении Зои Назайкинской. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви села Сорочинского за 1905 год
Подробнее о детях Василия Александровича и Феоктисты Алексеевны в статье «Елховка-Сорочинское. Василий и Петр Назайкинские».

«Но несколько строк о семье Назайкинских после переезда из Сорочинского в дер.Никифоровка (Грязнушка) в 12 км юго-восточнее Бузулука.
Семья была большая, а здоровье (отца) неважное и папу на войну не призвали. Он был учителем начальной сельской школы и одновременно крестьянином-середняком. В хозяйстве были пчелы, 2 лошади, коровы, овцы.
Землю обрабатывали сами, к наемному труду не прибегали.
Школа в какое-то время (во время голодовки 1921 года и после) не работала.
В 1928 году кулаки сожгли нашу ригу (это своеобразный сарай для хранения сена, соломы и др. запасов)».


По свидетельству брата Виктора Васильевича, Михаила, отец купил облигации государственного займа и с энтузиазмом начал агитировать делать то же самое своих соседей. Они обозлились на него за это и отомстили, сожгли ригу.

«Папа стал собираться уехать на Алтай. В то время туда вербовали для заселения. Но когда искал по округе сено для животных, узнал, что недалеко организуется коммуна. Много было в семье разговоров об Алтае и коммуне.

Мне тогда было всего 8 лет, но я кое-что запомнил, так смутно, о мечты моих родителей впечатляли и меня.
1929 г. Решено было вступить в коммуну «Пролетарий». Это в 1 км от с. Новоселки.
Сейчас там ничего нет. (Вернее в 1975 году, когда я там был)».

Члены коммуны «Пролетарий», 1929 г. Лежит слева первый председатель коммуны. В заднем ряду в центе стоит, возможно, Назайкинский Аркадий или Петр (им в то время было соответственно 22 и 20 лет). Фото предоставил Александр Трунов
«Жизнь в коммуне – это целая эпопея.
Костя с Мишей учились в с.Старая Тепловка (мордовское село) в ШКМ – школа крестьянской молодежи. Потом они поступили в ФЗУ (фабрично-заводское училище) на ст.Бузулук и окончили его помощниками машиниста.
Если тебя это заинтересует подробнее спроси дедушку Мишу.

4.03.91 дядя Витя».

Страница из книги «Бузулукский лесхоз-техникум: история и современность. 1930-2010». Бузулук, 2010 год
На фото – выпуск техников-лесоводов, г. Бузулук, 1941 год. В 3-м ряду третий слева Константин Васильевич Назайкинский.
В этой же книге в списках окончивших техникум в 1937 году под номером 13 указан выпускник Назайкинский П. Уверена, что это Петр Александрович Назайкинский, 1918 г.р., из Елховки, двоюродный брат Виктора Васильевича, сын его тети Агафьи Александровны, фото которой есть в статье «Жди меня в Елховке».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Был знаменательный случай знакомства Марины с профессором Московской государственной консерватории Назайкинским Евгением Владимировичем (1926-2006), моим дядей, когда он приезжал в середине 1990-х годов с лекцией по теории музыки в город Куйбышев. Марина – тогда студентка музыкального факультета Куйбышевского педагогического института, присутствовала на лекции, а после подошла к Евгению Владимировичу и сказала, что она тоже Назайкинская. Профессор очень удивился и обрадовался такому совпадению, фамилия-то уж очень редкая! Я помню, как он рассказывал об этом интересном случае, заехав тогда к нам в Тольятти из Куйбышева.

В 2009 году, занимаясь историей рода, я познакомилась с Мариной Назайкинской. Она оказалась моей троюродной племянницей. Марина получила долгожданный ответ на вопрос, кем ей приходится теоретик-музыкант, профессор Назайкинский Евгений Владимирович. Она была счастлива узнать, что у нее в роду такие серьезные музыканты, что Назайкинские – музыкальная династия, имеющая к ней самое прямое отношение. Оказывается, и Ольга Евгеньевна Назайкинская, доцент Московской государственной консерватории, и композитор Полина Назайкинская, о которых она знала из Интернета – ее ближайшие кровные родственники.

Это знание, а затем и личное знакомство со всеми музыкантами семьи Назайкинских, послужило Марине поддержкой в профессиональной деятельности, стимулом добиваться большего в музыкальной карьере, не останавливаться на достигнутом. Сейчас она преподает в самой престижной музыкальной школе Самары, ее ученики побеждают в международных вокальных конкурсах, а ее дети, Маргарита и Григорий, успешно учатся музыке.
Марина Борисовна Назайкинская, 2010 год
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ