Андрей Митин, Надежда Федотова

«Бузулукские истории»:
находки и опечатки

Дорогие друзья!

После выхода наших книг «Бузулукские истории. Книга 1. Родзевичи, Загорские, Болтуновы» (2020 год) и «Бузулукские истории. Книга 2. Жизнь уездного города» (2023 год) мы продолжаем поиск новых сведений об истории города Бузулук и Бузулукского уезда.

На этой странице сайта мы будем рассказывать о наших новых находках, которые обязательно нашли бы своё место на страницах книг, если бы были обнаружены ранее.

При подготовке книг нами было просмотрено огромное количество информации. К сожалению, со временем в тексте выявляются опечатки и ошибки. В том числе о них нам рассказываете Вы, наши уважаемые читатели, за что мы очень благодарны.
НАХОДКИ
***

22 января 2024 года

Во втором томе «Бузулукских историй» мы писали о преподавателе математики Бузулукского высшего начального училища Вячеславе Андреевиче Соколове.

Очень интересна судьба его старшего брата Ксенофонта.

Ксенофонт Андреевич Соколов родился в Бузулуке 9 января 1866 года. Родители – состоятельные бузулукские мещане, выходцы из села Палимовка Андрей Фёдорович (1830-4.08.1909) и Ирина Васильевна (1835-8.10.1889) Соколовы. Дядя, Иван Фёдорович, в 1870-х годах был членом Бузулукской уездной земской управы. Кроме записи о рождении других сведений о Бузулукском периоде жизни Ксенофонта Андреевича мы пока не встретили. А вот сведения о его дальнейшей судьбе собрал по страницам журнала «Оренбургские епархиальные ведомости» челябинский исследователь Александр Григорьевич Щегольков в своём изданном в 2012 году в Челябинске справочнике «Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912-1917 годов».

«Соколов Ксенофонт Андреевич, Бузулукский мещанин, Челябинский купец. Попечитель церковно-приходской школы при Свято-Троицкой церкви г. Челябинска. Отмечен в 1911-1912 учебном году как ревностный помощник церковной школы. Тратил на школу каждый год по 100 р. из собственных средств (1913.4.2.С.33 вкладыш). Отмечен в 1912-1913 учебном году как заботливый попечитель. Произвел в школе за свой счет окраску полов, побелку стен и пожертвовал 55 р. на одежду беднейшим ученикам. Служил школе в указанном году уже 5 лет (1914.28-29.1.С.295). Утвержден 13.12.1913 в должности церковного старосты Свято-Троицкой церкви г. Челябинска на первое трехлетие 1914-1916 гг. (1913.51-52.1.С.452). Объявление о его предприятии по изготовлению церковных колоколов на заводах Приуралья и Поволжья. Предприятие находилось в Челябинске (1915.6.2.С.89). Архипастырская благодарность 20-22.04.1916 за заботы о благолепии храма (1916.17-18.1.С.146)».

Обратите внимание на запись «о его предприятии по изготовлению церковных колоколов на заводах Приуралья и Поволжья». На самом деле это не совсем так, точнее, совсем не так. Ксенофонт Андреевич был талантливым предпринимателем и в совершенстве владел, как сказали бы сейчас, методами маркетинга и рекламы. Предприятие, конечно, было, но не по производству колоколов, а по их продаже. Приведём цитату из книги выдающегося историка колокололитейного дела в России Андрея Анатольевича Глушецкого «Рекламы изготовителей и торговцев колоколами конца XIX – начала XX в. как кампанологический источник» (Киров: О-Краткое, 2023): «На продаже колоколов в Сибири специализировалась торговая фирма Ксенофонта Андреевича Соколова в Челябинске, именовавшего себя в рекламах – «доставитель». Фирма занималась продажами колоколов многих колокольных заводов, доставляя их «для всей Сибири, Степного края, Урала и губерний Приуралья и Поволжья». Он был официальным представителем колокольных заводов «Товарищества П.И. Гилева сыновья» из Тюмени, «А.Н. Бакулева наследники» из г. Слободского, Вятская губерния, сотрудничал с Чарышниковыми из г. Балахна. Помимо официального представительства указанных предприятий он был посредником в продаже колоколов большого числа других заводов. Это был самый крупный рекламодатель по продаже колоколов в Сибири и на Урале в начале ХХ века. Объявления фирмы опубликованы во всех известных епархиальных ведомостях Сибири. Его реклама отличалась агрессивностью, а часто и некорректностью. Он обезличивал достижения заводов, подавая под единой для всех «шапкой», не поясняя, к какому конкретному заводу они относятся. Выходило, что все обозначенные в рекламе заводы существуют с 1758 г., все они отмечены Российскими императорами и имеют награды на всероссийских и международных промышленных выставках.
Ксенофонт Андреевич Соколов
«Ставропольские епархиальные ведомости», №4 от 26 января 1914 года
Часто объявления о колокольных заводах, с которыми работал К.А. Соколов, начинались со слогана: «Лучшие в России – Лучшие в Мире», а в текстах применялись прилагательные, обозначающие наивысшую степень качества: заводы – лучшие, величайшие, старейшие; качество колоколов – высшее; сплав для отливки – отличнейший; благодарность за изготовления заказа – высочайшая; инженер – известнейший; мастера – опытнейшие».

Также деятельность К.А. Соколова описывает исследователь из Новосибирска, кандидат искусствоведения Алексей Владимирович Талашкин в своей статье «Представитель колокололитейных заводов Ксенофонт Андреевич Соколов и его деятельность в Сибири» (в сборнике «Колокольная традиция России – национальное культурное наследие. Выпуск II». Составитель и редактор профессор А. Глушецкий. Москва, 2023). Его исследования показывают, что Ксенофонт Андреевич много сделал для развития колокольного искусства в Сибири, помогал приходам приобретать колокола, решал вопросы логистики и обустройства колоколен. Ну а те самые рекламные объявления стали важным источником сведений как о колокольных заводах, так и о православных приходах Поволжья, Урала и Сибири.

Работа торгового предприятия бузулучанина Ксенофонта Андреевича Соколова прекратилась в 1917 году, а дальнейшая судьба его самого нам пока что неизвестна.

***
8 января 2024 года

Друзья, сколько Вы знаете жителей Бузулука, похороненных на известном кладбище Сент-Женевьев де-Буа под Парижем? Мы знаем одну такую Бузулукскую семью, о которой и пойдет речь.
Среди педагогов, преподававших в учебных заведениях Бузулука, в книге «Бузулукские истории. Книга 2. Жизнь уездного города» мы называли Дмитрия Ивановича Троицкого. Когда книга сдавалась в печать, у нас ещё не было многих сведений о его жизни. Расскажем об этом сейчас.
Дмитрий Иванович родился 25 марта 1886 года в семье священника. Где именно – мы пока не знаем. Окончив классическую гимназию, был назначен преподавателем Бузулукского городского 3х классного училища, где трудился с сентября 1907 года по июнь 1909 года. Здесь же, в Бузулуке, в Николаевской церкви, 3 августа 1908 года он венчался с мещанской девицей Дарьей Сергеевной Старковой.
А далее в судьбе Дмитрия Ивановича произошел крутой (но не случайный) поворот. Выдержав в Самарской духовной семинарии экзамен в знании богословских предметов, он был рукоположен в сан иерея и 22 июля 1909 года определён священником Троицкой церкви Кинель-Черкасской слободы Бугурусланского уезда. По метрическим книгам этой церкви нам удалось установить, что служил он в Кинель-Черкассах до мая 1916 года. Мы не знаем, где его семья провела следующие два года. Но с началом гражданской войны Дмитрий Иванович служил в частях Белой армии, где также был священником. Затем наступила эмиграция. С 1921 года был настоятелем православного прихода в Берлине, в 1925-1926 годах в Льеже, затем переехал во Францию. Там в городе Сент-Женевьев де-Буа был организован старческий «Русский дом», где жили пожилые эмигранты. Дмитрий Иванович стал первым настоятелем церкви при «Русском доме» и при кладбище, на котором были захоронены многие русские эмигранты. Также он был основателем церкви преподобного Серафима Саровского и общежития для русских эмигрантов в Париже. Создал при этой церкви женскую Серафимо-Дивеевской общину, а также был Благочинным всех Парижских церквей. Скончался бывший преподаватель Бузулукского городского училища 23 октября 1939 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де-Буа.
Приведем несколько строк из воспоминаний протоиерея Бориса Старка, хорошо знавшего священника Троицкого: «Старый протоиерей из коренного провинциального потомственного духовенства. Попав в эмиграцию, он сперва служил на провинциальных приходах, потом его назначили в Русский Дом Ст. Женевьев де Буа. Там среди великосветского окружения его провинциальный и не слишком культурный облик был не ко двору. К тому же он был грубоват, и его перевели в Париж в один вновь возникший приход при общежитии для студентов. Очень интересно было слушать его рассказы о былом быте духовенства. Он служил где-то на берегах Волги. И рассказывал, как еще до масленицы к батюшкам приезжали владельцы постоялых дворов и кабаков и заранее оптом скупали все приношения, которые батюшки получали на Радоницу: крутые яйца, куличи, булки и прочее. Все это было в таких масштабах, что, конечно, самому батюшке было бы не под силу этим воспользоваться. Тогда предприимчивые торгаши скупали все это заранее по очень низким ценам, чтобы потом торговать в Пасхальные дни в кабаках и трактирах. Он давал мне очень много практических советов, которыми я, конечно, не пользовался, так как, во-первых, был лишен потомственной «поповской» психологии, а, во-вторых, просто потому, что и время, и люди были другие. [Наверняка этот колоритный рассказ относился к периоду служения в Кинель-Черкассах].
После его смерти вдова Дарья Сергеевна работала вместе с моей женой и мною в детском доме, куда были эвакуированы парижские дети эмигрантов во время войны из опасения бомбардировок. Позднее она приняла монашество и под именем матушки Серафимы трудилась в Ст. Женевьев алтарницей в кладбищенской церкви. В память того, что ее покойный батюшка хорошо ко мне относился, и к нам с матушкой она относилась хорошо, хотя вообще была человеком нелегким».
Да, Дарья Сергеевна все эти годы была рядом со своим супругом. Её имя мы нашли в Алфавитном списке русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа», изданном в Париже в 1995 году: «Троицкая Д.С., (в монашестве Серафима), 1889-1960». Она родилась в Бузулуке 30 января 1889 года, а умерла в Париже в 1960 году. До того, как перебраться в Бузулук, её отец, Сергей Алексеевич Старков, был крестьянином села Ключи Грачевской волости Бузулукского уезда (сейчас в село в Грачёвском районе).
Вот таким оказался жизненный путь этой Бузулукской семьи.
***

5 января 2024 года

В разделе «О бракосочетавшихся» метрической книге Михайло-Архангельской церкви села Палимовка за 1876 год (ОГАОО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 289. Л. 324об-325) выявлена запись от 28 июля 1876 года о венчании: Жених кондуктор 1-го Бузулукского лесничества Феодор Романов Маленков, 1-й брак, 28 лет; Невеста крестьянская девица Ставропольского уезда села Мусорки Ирина Тихонова Жукова. Поручителями по жениху были: лесной кондуктор Пётр Яковлев Ермолаев и отставной фельдфебель Ефим Емельянов Русаев; по невесте отставной унтер-офицер Аким Макаров Мелетиев и учитель Владимир Петров Сокуров. Есть пометка о том, что 11 февраля 1880 года была выдана справка для оформления метрического свидетельства.
Федор Романов Маленков
А в разделе «О родившихся» метрической книги Троицкого собора города Бузулук за 1876 год (ОГАОО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 287. Л.42об-43) найдена запись №121м, рождение 11 октября, крещение 12 октября, Максимилиан. Родители: лесной кондуктор Феодор Романов Маленков и законная жена его Ирина Тихонова, оба православные. Восприемники: Бузулукский мещанин Николай Яковлев … и жена отставного унтер-офицера Ефима Рузаева Васса Матвеева.
Максимилиан Маленков
Младенец Максимилиан – будущий отец советского государственного деятеля Георгия Максимилиановича Маленкова (23 ноября [6 декабря] 1901 года, Оренбург — 14 января 1988 года, Москва).

Кроме того, в метрической книге Михайло-Архангельской церкви села Палимовка за 1882 год (ОГАОО. Ф. 389. Оп. 1. Д. 417. Л.205об-206) есть запись №11ж, рождение 14 февраля, крещение 16 февраля, Мариамна. Родители: помощник лесничего губернский секретарь Феодор Романов Маленков и законная жена его Ирина Тихонова, оба православные. Восприемники: лесничий, титулярный советник Пётр Яковлев Ермаков и Феодора Романова Маленкова дочь девица Прасковья Феодорова.
ОПЕЧАТКИ И ОШИБКИ
Книга 2:

Стр. 14. Подпись под фотографией: Александр Алексеевич Булыгин с женой Варварой Алексеевной. Следует читать: Александр Алексеевич Булыгин с женой Варварой Александровной.

Стр. 19. Дорофей Лаврентьевич Щёлоков. «Их сын Николай (19.10.1886 – ?)». Следует читать: «Их сын Николай (19.10.1866 – ?)».

Стр. 71. «… о разрешении ему постройки на его дворовом месте, в 38-м квартале по Выгонной улице…». Следует читать: «… о разрешении ему постройки на его дворовом месте, в 32-м квартале по Выгонной улице…».

Стр. 122. Примечание 33. «… крестьянина д. Новой Ибраськиной…». Следует читать: «… крестьянина д. Новой Ибрайкиной…».

Стр. 275: «В 1907 году у молодожёнов родилась дочь Анна». Следует читать: «В 1907 году у молодожёнов родилась дочь Мария». На этой же странице подпись под фотографией: «Мария Степановна фон Вакано с дочерью Анной». Следует читать: «Мария Степановна фон Вакано с дочерью Марией».

Стр. 341. Фамильный указатель: «Ефремовы, купцы 45, 59, 60, 91, 92, 1858, 162, 186, 198, 199, 200, 243». Следует читать: «Ефремовы, купцы 45, 59, 91, 92, 158, 162, 186, 198, 199, 200, 243».
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ