Вместе с бузулукскими мещанами Винчаговыми (они же Константиновы), Хитовыми, Константиновыми и Богатырёвыми Фёдор Семёнов стал основателем хутора близ села Проскурино (оно же Мясковка и Денисовка) – его потомки прожили там более ста лет. Хутор (посёлок) в разное время назывался Богатырёвым, Винчаговым и Шаманаевым. В 1852-м Фёдора Семёнова, уже как государственного крестьянина Шеманаева, приняли в бузулукское купечество (ЦГАСО ф.150, оп.5, д.4). Правда, его потомкам вскоре пришлось переписаться в мещане, но саловарня и земля на хуторе приносили неплохой доход, так что разросшаяся семья не бедствовала Мещанин Никифор Иванов Шаманаев держал в Бузулуке магазин, а в 1918 году был в списке избирателей на выборах в городскую думу (ЦГАСО ф.123, оп.1, д.14). Но налаженная жизнь стала иллюзией после смены власти.
В конце 1920-х многие потомки купца Шеманаева лишились и земли, и избирательных прав – как классово чуждые элементы. В начале 1930-х некоторых из них сослали вместе с семьями в Туркестан и Республику Коми. Один из винчаговских Шаманаевых – Сергей Михайлович – в 1933-м оказался в туркменском городе Ташауз. Там он участвовал в борьбе с басмачами, затем прошёл Финскую и Великую отечественную войны, после чего вернулся в Бузулукский район. Его сын Вячеслав Сергеевич был доктором экономических наук, известным в стране специалистом по землеустройству. Внук Сергея Михайловича – Сергей Вячеславович Шаманаев – московский пластический хирург.
Поселок Винчагов (Венчагов) прекратил существование в 1960-е годы. Последним представителем нашей фамилии там оставался Андрей Фокеевич Шаманаев, работавший в довоенное время пасечником. Остальные его родственники, избежавшие административной ссылки, перебрались в Бузулук.
ЛОХОВКА
Необычна судьба семьи Шманаевых из деревни Лоховка Бузулукского уезда. Один из её представителей – Фёдор Ерофеев – был помещичьим крестьянином в соседней деревне Березовке (Твердилово), но в 1821 году получил вольную от прапорщика Фёдора Филиппова Твердилова и перевёз свою семью в Лоховку (ЦГАСО ф.150, оп.1, д.22). В дальнейшем с нашей фамилией здесь произошла довольно редкая метаморфоза в третьем слоге – к середине XX века часть её носителей записывались как Шимоняевы (Шемоняевы). На сайте «Подвиг народа» упоминается кавалер Ордена Отечественной войны I степени Михаил Петрович Шемоняев (ЦАМО, шкаф 61, ящик 46). Призывался этот лейтенант в 1942 году из Туркмении, так что данная семья, не исключено, также пострадала от репрессий.
Что касается места, из которого Шманаевы и другие их земляки прибыли в Твердилово, то эта загадка ещё ждет своего решения. Помещик Филипп Григорьев Твердилов, отец великодушного Фёдора Филиппова, получил имение в Бузулукском уезде, вероятно, во второй половине XVIII века и, надо полагать, перевёл туда часть крестьян из других своих деревень. Рискну предположить, что из региона на Северо-Востоке от Москвы, где было много помещиков Твердиловых и крестьян Шиманаевых. Точнее сказать затрудняюсь, поскольку в XVIII и XIX веках фамилии владельческих крестьян в официальных документах в России почти всегда игнорировались. И это создало колоссальную генеалогическую пропасть.
БОЛЬШОЙ ТОЛКАЙ
От Чёрновки до Большого Толкая всего 60 километров, но это уже совсем другие места. В прошлом толкаевская земля была частью Бугурусланского уезда, который входил сначала в Уфимское наместничество, потом – в Оренбургскую, а потом – в Самарскую губернии. Сейчас Бугуруслан – это Оренбургская область, а Большой Толкай оказался в Похвистневском районе Самарской области. Но дело не только в административно-территориальном делении. Живописный регион на границе леса и степи с середины XVIII века активно заселялся чувашами, татарами и мордвой. Русским колонистам, прибывшим сюда немного позднее, пришлось либо подселяться в инородческие деревни, либо искать себе земли, которые ещё не были заняты.
Основателями Большого и Малого Толкаев (это два соседних населённых пункта, активно взаимодействовавших друг с другом) стала мордва из народности эрзя, перебравшаяся сюда из Пензенского уезда. К концу XVIII века их крестили, но переход в христианство получился странным. Уже в начале XIX века оба села (особенно – Малый Толкай) превратились в крупные центры раскольничества молоканского толка. История появления этого учения здесь неизвестна, но очевидно, что оно было принесено в Бугурусланский уезд из Тамбовской, Рязанской или Пензенской губерний. И, возможно, к этому приложили руку и мои однофамильцы. А с начала XX века в обоих Толкаях распространилась вера тилебухов (субботников, иудействующих) – её последователи жили здесь вплоть до 1990-х годов.
В ревизских сказах Большого Толкая очень мало фамилий, и Шаманаевы среди них не встречаются. Первое явное упоминание о представителях нашего «рода» удалось обнаружить только в метрической книге православной Космодемьяновской церкви этого села в 1867 году (ЦГАСО ф.32, оп.32, д.127). Там значится государственный крестьянин Антон Захаров Шаманаев. В ревизии 1850 года (ЦГАСО ф.150, оп.1, д.114) Антон Захаров обнаруживается в «клане» потомков четырёх братьев – Михайлы, Лариона, Алексея и Федота Куприяновых (все они, кроме Алексея, к 1850 году уже умерли). В ревизии 1858 года (ЦГАСО ф.150, о.1, д.182) эти четыре семьи также упоминаются без фамилий, хотя их детей и внуков легко найти уже как Шаманаевых в метриках начала XX века.
Теоретически Шаманаевы из Большого Толкая могли происходить из мордвы. В силу разных причин (в основном из-за ошибок в написании) наша фамилия иногда появлялась у семей башкирского, татарского, ногайского, казахского, вогульского и марийского происхождения. Но ни одной подобной задокументированной истории в отношении мордвы мне неизвестно. С документами же по учёту населения первой половины XIX века в Толкаях – настоящая беда. Можно, конечно, вспомнить о Шаманаевых из Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, но проводить параллели между ними и толкаевскими однофамильцами – в данный момент чистой воды волюнтаризм.
В довоенные годы толкаевские Шаманаевы, вероятно, расселились по разным населённым пунктам Подбельского и Похвистневского районов. Газета «Волжская коммуна» во время Великой отечественной рассказывала об Иване Аполлоновиче Шемонаеве из колхоза «1 мая» (его центральная усадьба находилась в селе Старый Аманак). «93-летний колхозник, сын которого погиб в боях за родину, был назначен заведующим мельницей. Усилиями старика-патриота ежедневное задание систематически выполняется на 150 процентов», – писала газета. По всей видимости, речь здесь речь идёт об отце красноармейца Николая Ивановича Шаманаева, который в 1942-м, как написано в похоронке, «пал в бою за социалистическую родину под Ленинградом».
БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА
Ещё одна цитата из «Волжской коммуны», на этот раз от 4 января 1957 года: «В конце 1955 года райком партии рекомендовал колхозу имени Фурманова Больше-Глушицкого района на пост заведующего молочно-товарной фермой коммуниста Фёдора Семеновича Шемонаева. Это оказалось очень кстати. Ветеринарный врач по образованию и многолетнему опыту, Шемонаев – знаток животноводства. Но ещё важнее, что он оказался хорошим организатором». Фёдор Семенович – представитель другого самарского «рода» Шемонаевых, обосновавшихся в бывшем Николаевском уезде Самарской (ранее – Саратовской) губернии.
В ревизии 1850 года (ЦГАСО ф.150, оп.1, д.92) мы находим в Большой Глушице экономических крестьян Терентия и Панфила Родионовых, а также Тимофея и Петра Панфиловых, Софрона и Савелия Тимофеевых, Андрея, Ефима и Якова Софроновых Шимонаевых. В сказке 1835 года (ЦГАСО ф.150, оп.1, д.58) все эти люди показаны без фамилий, однако отмечено, что они вместе с главой семейства Родионом Леоновым прибыли в Поволжье из села Глуховки Кирсановского уезда (ныне Гавриловского района) Тамбовской губернии в 1832 году. В ревизии Глуховки 1816 года Родион Леонтьев (именно в таком написании полуотчества) с сыновьями Терентием и Панфилом упомянут под фамилией Шеманаев (ГАТО ф.12, оп.1, д.571).
САВИНКА
Село Савинка Новоузенского уезда Саратовской губернии возникло в 1830-х годах на границе с Букеевской ордой – тогда её земли формально принадлежали Астраханской губернии. У первых поселенцев, которые являлись малороссам из села Савинцы Изюмского уезда Харьковской губернии, возникали стычки с местным баем, но затем жизнь наладилась, и к харьковчанам смогли подселиться русские колонисты из Тамбовской губернии. В ревизии Савинки 1850 года (ЦГАСО ф.150, оп.1, д.69) упомянуты 20 семей, переведённых из тамбовского региона, в том числе две семьи Шемонаевых из села Большого Пичаева Моршанского уезда. Правда, их главы Иов Моисеев и Федот Лукьянов к моменту составления ревизской сказки уже умерли.
В моей семье, как и во многих других, есть легенда о нашем предке – крестьянине переславль-рязанского Солотчинского монастыря Шемонаеве, у которого было три сына. Когда сыновья выросли и завели своих детей, отцовский надел в Большом Пичаеве больше не мог прокормить всех. И тогда старший сын остался помогать отцу, средний (это моя линия) – переселился на границу Тамбовской и Воронежской губерний – в одноимённое село Пичаево Борисоглебского уезда, а младший – отправился в Узени, в Савинку. Увы, документального подтверждения эта легенда не получила.
Из ревизий села Преображенского, Большого Пичаева тож 1795 (ГАТО ф.12, оп.1, д.221) и 1816 годов (ГАТО ф.12, оп.1, д.680) следует, что мой прямой предок по мужской линии Сысой Миронов Шемонаев если и был родственником Иову Моисееву с Федотом Лукьяновым, то весьма дальним. Тем не менее, переселение пичаевцев на берега Торгуна прошло успешно. У Федота Лукьянова было пять сыновей, потомки которых расселились по всем Узеням, вплоть до Александрова Гая. Известны даже Шаманаевы, проживавшие в селе Талдыкудук бывшего Фурмановского района Уральской области. Но, судя по именам, они являются этическими казахами, и их связь с нашим «кланом» крайне сомнительна.
Внук Федота Лукьянова – Антон Архипов и двое его сыновей – прожили совершенно безумную жизнь, ярко отражавшую тенденции той бурной эпохи. Сам Антон во младенчестве остался без отца и деда – их в 1848-м году унесла эпидемия холеры. Мать Антона с ребёнком переехала в слободу Малый Узень, где Антон уже в зрелые годы попал в крайне неприятную историю. За умышленный сбыт фальшивых купюр государственный крестьянин Шеманаев был приговорён к пятилетней каторге на Сахалине, куда с осуждённым отправилась вся его семья – жена и пятеро детей (ЦГАСО ф.1, оп.3, т.2, д.4067).