Андрей Калинин
Самара

В память постройки второго пути
«Крапчево – Миасс»
Самаро-Златоустовской железной дороги

В моей семье хранится альбом строительных работ на уральской ветке Самаро-Златоустовской железной дороги, который был подарен моему прадеду Илье Николаевичу Кургану подрядчиками строительства в память о совместной работе.
Самаро-Златоустовская железная дорога
Илья Николаевич Курган родился 21 августа (по старому стилю) 1872 года в городе Чаусы (сейчас – город в Могилёвской области Республики Беларусь). В четыре года, во время холерной эпидемии он остался круглым сиротой, жил у дальних родственников. Благодаря помощи соседа фельдшера смог подготовится и поступить в 1884 году в уездное училище.

С 1888 по 1891 год обучался в Гомельском железнодорожном училище, по окончании которого поступил на службу в коммерческий отдел Либава-Роменской железной дороги. В 1894 году перевелся на Самара-Златоустовскую дорогу делопроизводителем коммерческого отдела. В 1897 году поступил в Государственный контроль по ревизии Самаро-Златоустовской железной дороги на должность помощника контролера. В 1903 году Илью Николаевича назначили в главный отдел Госконтроля – отдел Фактической ревизии, на уральский участок Самаро – Златоустовской железной дороги. Вместе с семьей он переехал из Самары в Челябинск. Вскоре в пределах его ревизионного участка начались работы по сооружению второго пути, до того одноколейной дороги, между станциями Кропачево и Миасс. Это было самое крупное строительство на Самаро – Златоустовской железной дороге в то время. Участковому ревизору пришлось сверх обычных контрольно-ревизионных обязанностей осуществлять надзор за строительными работами. Илью Николаевича ценило не только начальство. Благодаря своей порядочности и профессионализму он пользовался большим уважением у сослуживцев, подрядчиков и простых рабочих.
Позже Илью Николаевича переводили на другие участки уральской ветки, сначала на станцию Абдулино, позже в Уфу. В 1909 году он получил повышение, из помощников контролера стал контролером. В 1913 году его назначили в контроль по строительным операциям Общества по строительству Троицкой железной дороги, которая также входила в юрисдикцию самарского Госконтроля.
В 1914 году, накануне войны, был переведен на должность контролера в госконтроль Привислинских железных дорог, в Варшаву. Семья задержалась на лето в Самаре у родственников и осталась здесь насовсем. Затем Илья Николаевич из Варшавы эвакуировался в Москву, где продолжал служить в Госконтроле. Только в конце 1918 года ему удалось вернуться в Самару и воссоединиться с семьей. Здесь он служил старшим контролером в контрольном органе Самаро-Златоустовской железной дороги, который последовательно именовался Госконтроль, РКИ (Рабоче-Крестьянская Инспекция), Финконтроль, вплоть до его упразднения. С 1930 года и до самой смерти он служил в экономическом отделе управления Самарской, позже Куйбышевской железной дороги. Имел звание майора, поскольку тогда железнодорожники приравнивались к военным. Умер от воспаления легких 31 марта 1948 года.

В одном из архивных документов Илье Николаевичу была дана следующая характеристика: «И.Н. Курган. С многолетним контрольно-железнодорожным служебным стажем. Отлично знаком со всеми без исключения отраслями железнодорожного дела и всеми видами ревизии. При выдающемся трудолюбии, общем развитии и твердости характера проникнут сознанием служебного долга и важности возложенной на него обязанности. В отношении подчиненных настойчив и разумно требователен не выходя из рамок строгой корректности. Хорошо и быстро ориентируется в самых сложных вопросах». Всю свою долгую жизнь Илья Николаевич честно трудился на благо Отечества. Шестьдесят лет ее он посвятил железным дорогам России».

Согласно документам, Илья Николаевич Курган имел следующие награды: орден Св. Станислава 3-й степени, темно-бронзовую медаль в память Русско-Японской войны 1904-1905, медаль 300 лет дома Романовых, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».
Кропачево, Миасс
Илья Николаевич Курган
Испытание моста через реку Ай 14 марта 1907 года
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ